Когда сделки с интеллектуальной собственностью подлежат валютному контролю
Об изменениях законодательства при оформлении сделок с объектами интеллектуальной собственности с нерезидентами РФ.
Нематериальные активы все чаще становятся предметом сделок. Объекты интеллектуального труда могут быть произведены в любой точке мира и доставлены со скоростью нажатия двух кликов. С доступностью интернета кажется, что бизнес живет в мире без границ.
Однако внешнеэкономические отношения остаются таковыми с точки зрения российского законодательства, и границы все же имеют место быть.
Россия там, где я
Где бы географически ни совершалась сделка с интеллектуальной собственностью, российское юридическое лицо в этой сделке будет подчиняться российскому таможенному и валютному законодательству.
Правила валютного регулирования установлены Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании, Закон). Валютные ограничения устанавливаются только этим Законом.
Основные требования Закона в отношении сделок с интеллектуальной собственностью:
все валютные операции на территории РФ должны проходить только через уполномоченные банки;
расчеты в иностранной валюте между резидентами РФ запрещены;
репатриация денежных средств.
Понятие «валютный резидент» распространяется на всех физических лиц — граждан РФ, независимо от срока их пребывания на территории иностранного государства. Данное изменение введено новой редакцией подпункта «а» пункта 6 части 1 статьи 1 Закона о валютном регулировании.
Субъектами нарушений валютного законодательства Российской Федерации признаются как юридические, так и физические лица — резиденты и нерезиденты (ст. 1 Закона).
Субъектами административной ответственности по ч. 4 указанной статьи признаются только индивидуальные предприниматели, юридические лица и их должностные лица.
Кто осуществляет надзор
Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба — это правопреемники упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Это установлено пунктом 3 указа президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере».
Таким образом, Федеральная налоговая служба в настоящий момент также наделена полномочиями органа валютного контроля и может давать разъяснения, касающиеся применения норм валютного законодательства.
Банк России, правительство РФ и Федеральная налоговая служба могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам валютного контроля и в случаях, предусмотренных Законом.
Изменения в законодательстве. Правила оформления сделок
В законодательство о валютном контроле были внесены существенные изменения. Правообладателям при планировании сделок с нерезидентами по передаче исключительных прав на объект интеллектуальной собственности, следует обратить особое внимание на новшества.
Паспорт сделки
В настоящее время паспорта сделки по внешнеэкономическим (кредитным) контрактам отменены.
Источник изменения: Инструкция Центрального Банка от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их предоставления».
При этом валютным резидентам РФ по-прежнему обязательно предоставлять в уполномоченные банки документы по заключенным сделкам с нерезидентами, предполагающим осуществление валютных операций. Каждой подобной сделке присваивается уникальный идентификационный номер, подтверждающий ее постановку на учет.
Как мы описывали выше и еще раз подчеркиваем, местом сделки может быть любая страна, в том числе и территория Российской Федерации.
Риски отказа банком в сделке
14 мая 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 14 ноября 2017 года № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона „О валютном регулировании и валютном контроле“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Закон направлен на противодействие проведению незаконных валютных операций и вывод денежных средств за рубеж. Для этих целей Закон расширяет компетенции уполномоченных банков и предоставляет им право отказывать клиентам в проведении валютных операций, если они противоречат требованиям валютного законодательства. Также причиной отказа могут стать некорректно оформленные документы, поданные в банк. Требования к оформлению документации содержит Закон № 173-ФЗ.
Указание сроков исполнения обязательств
Законом № 325-ФЗ вводится новая редакция части 1.1 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Закон закрепляет за резидентами обязанность указывать в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, сроков исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).
Изменения в КоАП РФ
Также в целях совершенствования мер административной ответственности внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Законом № 325-ФЗ внесено изменение в примечание к статье 2.4 КоАП РФ, согласно которому перечень должностных лиц, привлекаемых к административной ответственности, дополнен должностными лицами, совершившими административные правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 15.25 КоАП РФ.
Фиксированный штраф для должностных лиц за осуществление незаконных валютных операций теперь дополняет санкции частей 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ. Штраф также распространяется на совершение правонарушений, связанных с репатриацией денежных средств.
При этом примечание 1 к статье 15.25 КоАП РФ, предписывающее применение административной ответственности в отношении должностных лиц по части 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ только к индивидуальным предпринимателям, утратило силу.
Положениями Закона № 325-ФЗ статья 15.25 КоАП РФ дополнена частью 5.1, которая предусматривает дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет за повторно совершенные должностными лицами административные правонарушения по частям 1, 4, 4.1 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ.
Следует учитывать, что согласно внесенным в часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ изменениям, рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по части 5.1 статьи 15.25 КоАП РФ в отношении должностных лиц, осуществляется судьями.
Практика применения закона
На практике правообладатели чаще всего сталкиваются с двумя проблемами при отчуждении исключительных прав на объект интеллектуальной собственности нерезиденту. Рассмотрим подробно каждую из этих проблем:
Пример 1. Порядок предоставления документов
Законодателем установлено, что ответственность для резидента наступает не только за нарушение сроков предоставления валютных документов, но и за нарушение порядка их представления, включая обязанность по их представлению как таковую.
Данная позиция отражена в Письме Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Российской Федерации от 31 июля 2014 года № 07-00-17/400.
В части 6 статьи 15.25 КоАП РФ описывается обязанность соблюдения юридическим лицом:
порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям;
порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов;
порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации. Источник правовой нормы: часть 4 статьи 5 Закона «О валютном регулировании».
Пунктом 2 части 3 статьи 23 того же Закона предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Пример 2. Сроки возврата платежей
Объективная сторона правонарушения по ч. 4 статьи 15.25 КоАП РФ состоит в невыполнении резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета средств по сделкам с интеллектуальной собственностью. Поступление средств на счет в уполномоченном банке должно произойти в срок, установленный внешнеторговым контрактом.
Следует обратить внимание, что в тех случаях, когда валютным законодательством предусмотрено выполнение какой-либо обязанности к определенному сроку, нарушение срока не является длящимся административным правонарушением.
Течение срока давности привлечения к административной ответственности начинается с момента наступления срока выполнения обязанности (см. п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Условия невиновности
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 года № 5227/09, лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ при одновременном наличии двух условий:
отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки на счета в уполномоченных банках;
принятии резидентом необходимых и исчерпывающих зависящих от него мер для получения этих средств.
Исходя из анализа судебной практики по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ указанными мерами, направленными на возврат денежных средств и обосновывающими добросовестность резидента, могут признаваться:
указание в договоре способов обеспечения исполнения обязательств;
установление мер договорной ответственности (неустойки и т.д.);
страхование коммерческих рисков по договору;
частичная оплата по договору;
ведение деловой переписки с контрагентом с пояснениями ему возможных последствий невозврата денежных средств;
направление контрагенту официальной претензии о неисполнении обязательств;
обращение резидента с исковым заявлением о возврате денежных средств в суд, в соответствии с подсудностью, установленной договором;
если требования резидента были включены в реестр требований кредиторов в ходе процедуры банкротства / ликвидации контрагента в стране его нахождения (в случае, если контрагент будет ликвидирован или признан банкротом);
обращение к иностранной юридической фирме по месту нахождения контрагента с запросом содействия в процедуре взыскания денежных средств с контрагента;
обращение в Посольство иностранного государства в Российской Федерации с просьбой о содействии в урегулировании ситуации с погашением задолженности.
Несмотря на значительные и регулярные изменения в законодательстве, следует помнить, что управление правовыми и экономическими рисками находится в ваших руках. Чтобы избежать санкций при сделках с нерезидентами, стоит придерживаться двух золотых правил: быть в курсе актуального законодательства и планировать действия на шаг вперёд.
Рекомендуемый перечень документов для уточнения правовой информации (актуально на декабрь 2018 года)
Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ;
Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 427-ФЗ;
Федеральный закон от 14 ноября 2017 года № 325-ФЗ;
Статья 15.25 КоАП РФ;
Инструкция Центрального Банка от 16 августа 2017 года № 181-И;
Указ президента РФ от 2 февраля 2016 года № 41.
Справка CF
Управляющий партнер «ПРАВО для БИЗНЕСА», почетный адвокат Московской области Оксана Курочкина специализируется на судебных спорах, а также на защите бизнеса по делам об экономических преступлениях и взыскании налоговой и таможенной задолженности. Для того чтобы задать вопрос автору по теме статьи, нужно отправить письмо на адрес электронной почты - [email protected].
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
«КВТ Сервис»