Таможенники: от нас не зависит время нахождения товаров в порту

2017-05-16 Таможенники: от нас не зависит время нахождения товаров в порту
Фото: depositphotos.com

В Большом порту Санкт-Петербург Балтийской таможней проводится ряд экспериментов по оптимизации таможенных процедур

По словам начальника Балтийской таможни Сергея Сенько, его подчиненные многое сделали для сокращения времени проведения таможенных операций, и то, насколько быстро контейнеры покинут порт, — в руках бизнеса и стивидоров.

Благодаря внедрению новых информационных таможенных технологий среднее время совершения таможенных операций при выпуске товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, сократилось до 29 минут. Для внутреннего потребления — до полутора часов. Фактически время выпуска экспортных товаров составляет два часа, импортных — не более восьми часов. Но при условии, что не сработали профили риска.

Об этом заявил начальник Балтийской таможни Сергей Сенько во время расширенного совещания, прошедшего в конце апреля на базе Федеральной таможенной службы. Выступающий вкратце рассказал о результатах проводимых в его подразделении экспериментов.

Выпуск товаров до выгрузки с борта судна


Данный пилотный проект проводится на Кронштадтском таможенном посту в отношении товаров, перемещаемых в рамках таможенной процедуры «выпуск для внутреннего потребления». Обязательное требование — представление предварительной информации и декларации через портал «Морской порт», а также отсутствие каких-либо рисков. При этом участник ВЭД не должен находиться на контроле у госорганов.

По словам Сенько, в настоящее время в эксперименте участвуют пять компаний. Совершены операции по 55 товарным партиям. 36 партий выпущены до окончания выгрузки. Среднее время выпуска — 1 час 45 минут. Вне эксперимента — около 7 часов.

«Заинтересованными лицами дана положительная оценка проводимой работы, и это придало импульс проработки вопроса о распространении эксперимента на другие таможенные посты. Особое внимание будет уделяться перечню товаров, рисковым и нерисковым поставкам, категориям участникам ВЭД, наличию или отсутствию контроля со стороны государственных контролирующих органов и другим факторам», — подчеркнул начальник Балтийской таможни.

Положительные результаты должны привести не только к ускорению логистических операций по доставке грузов морским транспортом, но и к сокращению расходов по хранению товаров в зоне таможенного контроля.

Прямая выгрузка на транзит


В пилоте участвуют четыре таможенных поста и шесть компаний, для которых выделены отдельные площадки для размещения контейнеров с транзитными товарами.

Нововведение позволяет сократить время совершения таможенных операций с транзитными товарами при условии заблаговременного поступления уведомления и предварительной информации от участников ВЭД в адрес стивидоров.

В день регистрации выпущено 93,6% деклараций на товары (январь 2017 года — 61%), в отношении которых не были выявлены профили риска. Среднее время выпуска — 1 час 37 минут (январь 2017 года — 5 часов 7 минут).

По данным на 2 апреля 2017 года

«Под действие проекта попадают товары, перемещаемые в контейнерах, и в отношении которых при регистрации декларации на товары не были выявлены профили риска», — прокомментировал выступающий.

Электронное уведомление о необходимости перемещения контейнера на площадку СИДК


Проект позволяет сократить время доставки оператором порта контейнеров для проведения таможенного контроля с применением стационарного инспекционно-досмотрового комплекса.

«До начала эксперимента среднее время доставки контейнера на площадку СИДК составляло около 6–12 часов. Реестр формировался и передавался в бумажном виде 2–3 раза в день. В ходе эксперимента уведомление отправлялось в электронном виде по электронным каналам связи по каждому контейнеру. В итоге время доставки сократилось в разы — до полутора часов».

Начальник Балтийской таможни Сергей Сенько

По данным на конец апреля, эксперимент был временно приостановлен из-за поломки СИДК. После его ремонта таможенники вернутся к реализации проекта.

Электронное судовое дело


Речь идет о таможенном контроле в отношении морских судов и товаров — по прибытии транспорта и в электронном виде. Но при условии предоставления в полном объеме в электронном виде через портал «Морской порт» документов и сведений, предусмотренных действующим таможенным законодательством.

С сентября прошлого года на таможенных постах Балтийской таможни применяется временная технология взаимодействия сотрудников государственных контрольных органов (ГКО) и заинтересованных лиц в рамках эксперимента «единая проверка — в едином месте».

Технологией предусмотрено проведение проверки груза в морском порту один раз в одном месте всеми государственными контролирующими органами.

«При этом выявлен ряд недостатков, препятствующих эффективному применению технологии и вызывающих дополнительные издержки у участников внешнеэкономической деятельности. В итоге временная технология была доработана. В перспективе она будет применяться только в случае подачи участником ВЭД предварительной информации и предварительной декларации — в том числе через портал «Морской порт».

Начальник Балтийской таможни Сергей Сенько

Также он назвал еще одну проблему: не решен вопрос наличия электронных подписей у сотрудников государственных контролирующих органов. И предложил высокопоставленным чиновникам из ФТС России, ФНС и Минфина подумать над централизованном получении ЭЦП всеми заинтересованными ГКО для нормальной работы с порталом «Морской порт». Еще один необходимый, по его мнению, шаг — доработка программных средств таможенных органов, предполагающая возможность создания актов таможенного наблюдения и их базы в электронном виде.

Вопрос — ответ


По итогам доклада первые лица Федеральной таможенной службы и Министерства финансов задали выступающему интересующие их вопросы.

Заместитель руководителя ФТС России Татьяна Голендеева:


— Уполномоченный экономический оператор выпустил товар до подачи, обозначив в заявлении дату подачи декларации. Но вовремя декларацию не подал. Какими будут ваши действия? Вы по-прежнему будете разрешать ему выпускать товары до подачи декларации? Или заведете на него дело и предпримите действия по выводу его из реестра уполномоченных экономических операторов?

Начальник Балтийской таможни Сергей Сенько:


— Таких случаев у нас пока еще не было. Если возникнут, то в установленном порядке проинформируем по цепочке Северо-Западное таможенное управление и Федеральную таможенную службу. По поводу специальных упрощений для недобросовестного участника ВЭД — при выявлении нарушения товары будут выпускаться в установленном порядке.

Глава ФТС России Владимир Булавин:


— Из вашего доклада следует вывод, что вы достаточно много сделали для того, чтобы сократить время проведения таможенных операций в порту. Вместе с тем со всех больших трибун звучит: по одному из критериев «Doing Business» Россия находится на 140-месте. Причем, это подается так, что в этом «большая заслуга» таможни. Хотелось бы услышать ваше мнение — какова составляющая таможни? Что мы, таможенные органы, можем сделать, чтобы существенно поправить наше положение?

Начальник Балтийской таможни Сергей Сенько:


— Считаю, что составляющая таможни в общем временном интервале нахождения товаров в порту незначительная! Эксперты Всемирного банка проводят опрос целого ряда участников внешнеэкономической деятельности, и бизнес подтверждает, что значительная доля среднего времени нахождения товаров в порту приходится, в том числе, на стивидорные компании. Например, при доставке контейнеров после совершения операций на выпуск.

Заместитель министра финансов РФ Илья Трунин:


— Вы могли бы пояснить, что несвязанное с таможней нужно делать в первую очередь?

Начальник Балтийской таможни Сергей Сенько:


— На мой взгляд, нужно организовать более четкое взаимодействие с нашими коллегами из Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Значительная доля товаров, которая переваливается через Большой порт Санкт-Петербург, подлежит их контролю. И проект единой проверки направлен на существенное сокращение временных издержек.

Но, вместе с тем, велика доля оформления товаров, подлежащих контролю, именно в бумажном виде. Проставление печатей, штампов, отправка документов… Все это значительно увеличивает время нахождения товаров в порту. Если у нас пойдет хорошо эксперимент по электронному судовому делу, если к нему подключатся в полном объеме коллеги из Россельхознадзора — при условии внесения дополнительных изменений в их нормативные документы о том, что мы можем обмениваться с ними данными и проставлять отметки в электронном виде — все это существенно сократит время.

Заместитель министра финансов РФ Илья Трунин:


— Правильно понимаю, что нужно решить следующие вопросы? Первое — переход на электронное взаимодействие с Россельхознадзором. Второе — улучшение взаимодействия между стивидорами и участниками ВЭД. При этом нужно понять, регулируется ли это нормативными актами, и куда в таком случае необходимо вносить изменения. А что вы можете предложить третьим пунктом в качестве первоочередной меры по улучшению ситуации?

Глава ФТС России Владимир Булавин:


— Думаю, мы наши предложения сформулируем по результатам совещания.
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования