Таможня для бизнеса: когда в ЕАЭС начнут применять электронные сертификаты обеспечения
В прошлом Большом вопросе мы рассказали о том, какие решения, затрагивающие внешнеэкономическую деятельность, были приняты в прошлом году Евразийской экономической комиссией. Но на достигнутых результатах в ЕЭК не останавливаются — впереди еще много работы.
«Уже в достаточно высокой степени готовности находится блок вопросов, касающихся транзита, а также применения сертификатов обеспечения. Как вы помните, новый Таможенный кодекс заложил приоритет электронных сертификатов обеспечения. Они применяются при таможенном транзите в тех случаях, когда обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов внесено в одном государстве, а транзит открывается в другом государстве».
Как считают в ЕЭК, данный механизм был не в полной мере востребован и задействован, потому что действовавшее до вступления ТК ЕАЭС в силу соглашение предусматривало работу с бумажными сертификатами. И это создавало определенные сложности.
«Внеся обеспечение в Российской Федерации и оформив сертификат обеспечения на бумажном носителе, нужно было этот бумажный сертификат передать перевозчику. Чтобы он мог предъявить его при открытии таможенной процедуры транзита».
Перейти от бумажных к электронным сертификатам быстро не получится
Среди нормативных актов, подготовленных ЕЭК и прошедших процедуру оценки регулирующего воздействия, и решение, которое будет определять форму сертификата обеспечения.
«Тем самым будет дан толчок к началу применению сертификатов обеспечения в электронном виде. К сожалению, так устроено регулирование, что сразу после принятия этого решения перейти на электронные сертификаты все равно не получится».
Причины заключаются в следующем:
- После утверждения законодателями формы и порядка заполнения такого сертификата потребуется разработка формата и структуры документа;
При этом спикер отметила, что ее коллеги по ЕЭК приступают к работе, когда решение существует еще в виде проекта.
«Поэтому есть все основания предполагать, что соответствующие форматы и структуры будут разработаны очень быстро».
Национальным таможенным службам необходимо доработать свои программные продукты;
Нужно, чтобы в странах — участницах ЕАЭС начали воспринимать электронные сертификаты обеспечения, выданные в союзных государствах.
«Должен быть создан механизм, который позволит, например, белорусским таможенным органам видеть, понимать и воспринимать электронный документ, оформленный в Российской Федерации.
По этому направлению работа тоже ведется. Она не очень простая. И мы будем прилагать все усилия для того, чтобы она была достойно завершена в обозримом будущем».
Бизнес сможет восстановить тарифные преференции в пределах сроков проведения таможенного контроля
Еще один актуальный документ, находящийся в высокой степени готовности, будет определять порядок восстановления тарифных преференций.
«Если вы по каким-то причинам — по незнанию или из-за отсутствия документов — не заявили тарифную преференцию при таможенном декларировании или таможенный орган не согласился с заявленной вами тарифной преференцией, после выпуска товаров эту тарифную преференцию можно восстановить».
Сейчас восстановить тарифную преференцию можно строго в пределах одного года. Но бывают случаи, когда в предоставлении тарифных преференций отказывают в связи с проведением таможенным органом таможенного контроля после выпуска товаров.
«Мы с вами понимаем: год прошел, таможенный орган провел контроль и сказал — „тарифной преференции быть не может“. И отменяет решение. Так вот новый порядок позволяет восстановить тарифные преференции в пределах срока проведения таможенного контроля. То есть, в пределах трех лет.
Если таможенный орган будет отказывать в применении преференции в рамках таможенного контроля, у декларанта останется время предпринять шаги для того, чтобы тарифные преференции восстановить».
Законодатели внесут изменения в порядок заполнения декларации на товары
Продолжаются горячие дискуссии представителей Евразийской экономической комиссии с таможенными службами по вопросу — как осуществлять контроль в отношении сведений, заявленных в декларации на товары, в тех случаях, когда был выпуск до подачи.
«Применить базовые нормы, когда выпуск товаров уже состоялся, не очень получается. Соответствующий проект уже подготовлен, мы надеемся, что решение будет принято в этом году».
Большой блок решений, над которыми в ЕЭК начнут работать в этом году, и он же, по признанию Бричевой, самый сложный — переработка базовых документов. Среди них выступающая назвала:
Порядок заполнения деклараций на товары,
Порядок внесения изменений в декларацию на товары,
Перечень товаров, которые могут помещаться под процедуру временного ввоза без уплаты платежей,
Решение № 375 об особенностях применения отдельных процедур;
Решение № 289, регулирующее вопросы применения специальной таможенной процедуры.
«В этом году наступает время, когда можно браться за эти большие, сложные решения. Начнем их комплексную переработку. Вероятнее всего, это будет длительный процесс, поскольку, в первую очередь, нужно определиться концептуально — а что мы хотим поправить и как хотим изменить эти решения.
Просто переписать их нормальным понятным языком, учитывая терминологию и новшества, появившиеся в Таможенном кодексе ЕАЭС, — это не самая сложная задача. Но если будет стоять на повестке дня вопрос изменения каких-то подходов к декларированию, то в этом случае сначала нужно выработать концептуальные подходы. И, придерживаясь их, начинать соответствующую работу. Ставим перед собой задачу реализовать данный блок вопросов в одах».
От редакции
Материал подготовлен на основе выступления спикера в ходе ежегодной конференции «Таможня для бизнеса. Итоги 2018 года», организованной Event-Агентством «Событие» при поддержке Евразийской экономической комиссии.
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ФОТОГАЛЕРЕЯ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
«КВТ Сервис»