Виталий Сурвилло
Вице-президент «Деловой России»

ЕАЭС остается инвалидом: мы больше рассказываем о том, как у нас все хорошо

2019-02-01 ЕАЭС остается инвалидом: мы больше рассказываем о том, как у нас все хорошо
Фото: Павел Косолапов,

При этом, по словам спикера, ни один казахстанский бизнесмен не может приехать в Россию и начать свой бизнес. И точно также ни один российский бизнесмен не может приехать в Белоруссию и работать там

Об инициативах бизнес-сообществ, которые обсуждались при разработке Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Федерального закона «О таможенном регулировании», но не были включены в новое таможенное законодательство.

Таможенное законодательство, на мой взгляд, остается очень сложным и громоздким. Иногда у меня складывается впечатление, что оно больше начинает напоминать инструкцию по использованию, к примеру, нового автомобиля. И хочется не читать эту инструкцию, а действовать в соответствии с логикой и здравым смыслом.

Когда начиналась работа над Таможенным кодексом, мы предложили некие концептуальные моменты внести в таможенное законодательство Евразийского экономического союза. Нам многое удалось, но некоторые важные вещи были отложены или вообще не сочтены целесообразными.

Законодатели некоторые актуальные вопросы сочли преждевременными

Из отложенного: чрезвычайно важным препятствием для существования Евразийского экономического союза является принцип резидентства. 

До сих пор наш Союз является инвалидом. И мы больше рассказываем о том, как у нас все хорошо... Но понятно, что ни один казахстанский бизнесмен не может приехать в Россию и начать свой бизнес. И точно также ни один российский бизнесмен не может приехать в Белоруссию и работать там. В отличие от Европейского союза или Североамериканского союза...

Это не жалоба на международных чиновников. Это скорее незрелость государств-членов ЕАЭС.

Отказ от отсылочных норм на национальное законодательство

Когда мы начали работать с Таможенным кодексом, то думали, что количество ссылок на национальное законодательство будет уменьшено. Если вообще не сведено к нулю. 

К сожалению, количество ссылок вроде даже увеличилось. И это вызывает целый ворох других проблем, которые можно объединить одним описанием — разные подходы национальных юрисдикций, национального законодательства к тем или иным вопросам. Когда позиция властей Российской Федерации, Белоруссии, Армении, Казахстана сильно отличается...

Перенос расчета и уплаты таможенных платежей на этап после выпуска

Поднималась тема: разделить момент декларирования и момент уплаты платежей, перенести расчет и уплаты таможенных платежей на этап после выпуска.

Эта идея не была поддержана таможенными властями и министерствами финансов государств-членов ЕАЭС. Но благодаря усилиям аппарата ЕЭК удалось зафиксировать фразу о том, что в будущем, возможно, изменится порядок, регулирующий расчеты таможенных платежей.

Пока такой подход не воспринят и является, по крайней мере в Российской Федерации, источником очень-очень многих проблем, жалоб, задержек. И чтобы жалобы эти каким-то образом латать, приходится строить сложный понятийный аппарат с различными инструкциями: что делать в этом случае, а что делать в этом.

Внедрение технологии «единого окна» (однократный ввод данных)

Проблемой занимается ЕЭК, но никакого движения мы пока не видим. По-прежнему существуют несколько государственных органов, которые требуют представления, и неоднократного, одних и тех же сведений. Что сильно усложняет работу бизнеса.

Взаимное признание нормативно-правовой базы стран — членов ЕАЭС (предварительных решений, выданных лицензий, УЭО)

Мы не чувствуем, что существует не то чтобы взаимное признание, а взаимное уважение к нормативно-правовой базе каждого отдельного государства. Далеко не все сертификаты, документы соответствия, предварительные решения, которые принимаются одним государством, достаточны для другого государства. Будь они в электронной форме или бумажной. До сих пор действующего аппарата не существует.

Полный отказ от бумажного документооборота

Таможенный кодекс четко ставит на первый план приоритет электронного документооборота. К сожалению, рудимент в виде бумажного документооборота остается. Причем в очень важных, болезненных, ключевых вещах.

От редакции

Мнение подготовлено на основе выступления таможенного омбудсмена, вице-президента «Деловой России» Виталия Сурвилло в ходе ежегодной конференции «Таможня для бизнеса. Итоги 2018 года», организованной Event-Агентством «Событие» при поддержке Евразийской экономической комиссии.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования