Тарифные преференции и сертификаты: почему суды признают решения таможенников неправомерными
Как отметили в таможенной службе, на сегодняшний день судебная практика по таким спорам довольно немногочисленная. И все же можно выделить отдельные причины, по которым решения таможенных органов признаются неправомерными.
О тарифных преференциях и стране происхождения товара
В России тарифные преференции предоставляются в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и международными договорами РФ (п. 1 ст. 36 закона «О таможенном тарифе»).
При этом под тарифной преференцией понимается:
освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли (либо подписавших соглашения, предполагающие создание такой зоны);
снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, таможенники, собственно, вынуждены определять страну происхождения груза.
«Согласно пунктам 1, 2 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза».
В ФТС поясняют: при этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть стран. А документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация или сертификат о происхождении товара.
«Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат».
Если же сертификат оформлен с нарушением требований, то таможенный орган вправе самостоятельно принять решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
«При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения».
Согласно законодательству такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (п. 5 ст. 61 ТК ТС).
Точка зрения судебных органов
По мнению судебных органов, целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара. И суды считают — принятие таможенным органом решения об отказе в предоставлении тарифных преференций возможно в следующих случаях:
- при наличии нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара;
Таких нарушений, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.
- при наличии доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации сертификата.
А если таможенным органом не оспаривается по существу страна происхождения ввезенных товаров, то сертификат о происхождении товара не может быть признан ненадлежащим или фальсифицированным:
лишь по тому основанию, что в нем не указан его регистрационный (референтный) номер (при отсутствии иных нарушений в оформлении и заполнении представленного сертификата),
в случае выявления нарушений в его оформлении и заполнении, но при наличии письма уполномоченного органа, подтверждающего факт выдачи такого сертификата.
Также, как отмечают в ФТС, судами признаются незаконными решения таможенных органов об отказе в предоставлении преференциального режима в случае, если такое решение принимается на основании результатов таможенных экспертиз, выявивших следующие недостатки:
«Например, оттиски печати на сертификате и соответствующие образцы оттиска уполномоченного органа, имеющегося в распоряжении таможенных органов, нанесены разными печатными формами (печатями). Или подпись на сертификате выполнена при помощи факсимиле. И при этом таможенный орган не обращался в уполномоченный орган с запросом относительно спорных сертификатов в порядке статьи 61 ТК ТС».
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
«КВТ Сервис»