Тарифные преференции и сертификаты: почему суды признают решения таможенников неправомерными

2018-06-21 Тарифные преференции и сертификаты: почему суды признают решения таможенников неправомерными
Фото: depositphotos.com
Судебные органы считают, что таможенники вправе отказать в предоставлении тарифных преференций при наличии нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара
Федеральная таможенная служба России проанализировала судебную практику по спорам, связанным с отказом в предоставлении преференциального режима.

Как отметили в таможенной службе, на сегодняшний день судебная практика по таким спорам довольно немногочисленная. И все же можно выделить отдельные причины, по которым решения таможенных органов признаются неправомерными.

О тарифных преференциях и стране происхождения товара

В России тарифные преференции предоставляются в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и международными договорами РФ (п. 1 ст. 36 закона «О таможенном тарифе»).

При этом под тарифной преференцией понимается:

  • освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с РФ зону свободной торговли (либо подписавших соглашения, предполагающие создание такой зоны);

  • снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.

Во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, таможенники, собственно, вынуждены определять страну происхождения груза.

«Согласно пунктам 1, 2 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза».

Из сообщения на сайте ФТС России

В ФТС поясняют: при этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть стран. А документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация или сертификат о происхождении товара.

«Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат».

Из сообщения на сайте ФТС России

Если же сертификат оформлен с нарушением требований, то таможенный орган вправе самостоятельно принять решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.

«При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения».

Из сообщения на сайте ФТС России

Согласно законодательству такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (п. 5 ст. 61 ТК ТС).

Точка зрения судебных органов

По мнению судебных органов, целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара. И суды считают — принятие таможенным органом решения об отказе в предоставлении тарифных преференций возможно в следующих случаях:

  • при наличии нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара;

Таких нарушений, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.

  • при наличии доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации сертификата.

А если таможенным органом не оспаривается по существу страна происхождения ввезенных товаров, то сертификат о происхождении товара не может быть признан ненадлежащим или фальсифицированным:

  • лишь по тому основанию, что в нем не указан его регистрационный (референтный) номер (при отсутствии иных нарушений в оформлении и заполнении представленного сертификата),

  • в случае выявления нарушений в его оформлении и заполнении, но при наличии письма уполномоченного органа, подтверждающего факт выдачи такого сертификата.

Также, как отмечают в ФТС, судами признаются незаконными решения таможенных органов об отказе в предоставлении преференциального режима в случае, если такое решение принимается на основании результатов таможенных экспертиз, выявивших следующие недостатки:

«Например, оттиски печати на сертификате и соответствующие образцы оттиска уполномоченного органа, имеющегося в распоряжении таможенных органов, нанесены разными печатными формами (печатями). Или подпись на сертификате выполнена при помощи факсимиле. И при этом таможенный орган не обращался в уполномоченный орган с запросом относительно спорных сертификатов в порядке статьи 61 ТК ТС».

Из сообщения на сайте ФТС России


Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования