Омбудсмен по таможне: участники ВЭД беспроцентно кредитуют федеральную казну
CustomsForum.ru о проблемах в сфере таможенного регулирования и вариантах их решения, изложенных в ежегодном докладе уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей.
Как мы уже сообщали, на прошлой неделе уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов представил Владимиру Путину свой ежегодный доклад, в котором содержится описание 284 системных проблем, препятствующих развитию бизнеса в России и около 600 предложений по их решению.
В работе над этим документом приняли участие более 30 общественных омбудсменов, ответственных за свое тематическое направление. В частности, по вопросам таможенного регулирования высказался омбудсмен по таможне, вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло.
Проблема первая: профили риска и непредсказуемое поведение таможни
По словам омбудсмена по таможне, сейчас насчитывается более 40 тысяч профилей риска. И постоянное неконтролируемое увеличение профилей риска в совокупности с отсутствием контроля за их применением приводит к правовой незащищенности участников ВЭД от недобросовестного использования СУР со стороны таможенных органов.
«Зачастую через локальные профили рисков таможенные органы используют меры и формы таможенного контроля с целью административного давления на участников ВЭД. В отличие от показавшей успешный результат системы управления рисками ФНС России, где наряду с внутренними профилями рисками выработан прозрачный набор критериев, следуя которым, предприниматели могут быть уверены в стабильности и предсказуемости своей работы, у ФТС России подобный подход отсутствует».
Больше всего жалоб предпринимателей связано с неправомерностью решений таможенных органов по корректировке таможенной стоимости и необоснованностью проведения дополнительных проверок. Бизнесу приходится на длительное время извлекать из оборота значительные суммы — для внесения денежного залога в обеспечение уплаты таможенных платежей.
«Предприниматели отмечают, что при принятии решений о корректировках таможенные органы используют ценовую информацию об идентичных/однородных товарах, не соответствующую фактически сложившейся на рынке. Косвенным подтверждением этому служат необъяснимые различия в ценовых уровнях на одинаковые товары, определяемых разными региональными таможенными управлениями».
В зависимости от региона и от таможенного органа различаются и степень, и интенсивность государственного контроля в отношении одних и тех же декларантов и одних и тех же товаров.
Решение проблемы
В качестве повышения прозрачности работы системы управления рисками докладчик предлагает Министерству финансов на пару с Федеральной таможенной службой:
систематизировать создание новых профилей рисков, унифицированных для всей таможенной территории Российской Федерации;
определить случаи раскрытия информации, содержащейся в профилях рисков;
обеспечить аудит существующих профилей риска со стороны других государственных органов (Минфин, Счетная палата, аппарат уполномоченного);
разработать и внедрить дополнительные критерии эффективности СУР;
разработать и утвердить порядок использования таможенными органами ценовой информации, предоставляемой участниками ВЭД.
«Министерству финансов РФ, Федеральной таможенной службе утвердить нормативно-правовой акт, устанавливающий требования к перечню и оформлению документов, запрашиваемых таможенными органами в рамках дополнительной проверки таможенной стоимости».
Также Минфину и ФТС рекомендовано внести в постановление от 10.04.14 № 570-р изменения относительно внесения новых, дополнительных показателей таможенного администрирования в части включения в оценку эффективности работы системы управления рисками показателя по снижению временных и имущественных затрат предпринимателей.
Проблема вторая: разделение полномочий ФТС И ФНС в сфере администрирования НДС и прочих косвенных налогов
Как считает омбудсмен по таможне, это влечет дополнительные издержки для бизнеса и способствует появлению новых схем «серого» и «черного импорта», развитию коррупции среди отдельных представителей бизнеса и таможенных органов.
«С одной стороны, ФТС и ФНС переданы в единую структуру Минфина, как мегарегулятора, а в то же время ведется параллельное дублирующее заявление статсведений о перемещении товаров между странами ЕАС. Такие данные подаются в рамках налогового администрирования по форме заявления об уплате косвенных налогов на регулярной основе; своевременность подачи данных обеспечивается увязкой с подтверждением нулевой ставки НДС, а не какими-либо административными санкциями. Те же самые сведения о тех же самых внешнеторговых внешнеэкономических операциях, в несколько иной форме, подаются в таможенную службу, под угрозой жесткой административной ответственности в случае неподачи или ошибки».
Разделение полномочий налоговиков и таможенников в сфере администрирования НДС и прочих косвенных налогов приводит, в частности, к дополнительным издержкам для бизнеса. Например, при обязательности представления в налоговые органы документального подтверждения вывоза товара с территории ТС.
«И ведет в конечном итоге к снижению доходов государства при искусственном завышении таможенной стоимости, обеспечивающим рост поступлений от взимания таможенной пошлины (в среднем менее 7%), распределяемых по бюджетам всех стран ТС, и одновременно снижающим поступления от 20% налога на прибыль, идущего целиком в бюджет РФ».
Участников ВЭД снова заставляют изымать из оборота крупные суммы — из-за дополнительного начисления и взыскания НДС таможенными органами по результатам дополнительной проверки.
«Крупные суммы в дальнейшем в налоговой отчетности идут в зачет внутреннего НДС, подлежащего уплате, что в некотором роде представляет собой беспроцентное кредитование Федеральной казны за счет участника ВЭД».
К тому же в ходе дополнительной проверки и таможенного контроля после выпуска таможенный орган может отказать в применении пониженной ставки НДС. А также дополнительно взыскать НДС в отношении товаров, реализация и отпуск которых давно прошли.
«Это означает наличие законных оснований для возврата таких платежей налогоплательщику через налоговые органы. Однако из торгового (производственного) оборота в любом случае отвлекаются денежные средства, что наносит предпринимателям убыток из расчета ставки по коммерческому кредиту за весь период до подтверждения налоговой зачета уплаченных сумм».
Решение проблемы
Минфину, ФНС и ФТС омбудсмен по таможне рекомендует:
- подготовить законопроект по уплате НДС на ввезенный товар в соответствии с графиком налоговой отчетности;
- подготовить законопроект по передаче администрирования НДС дополнительно начисленного в ходе дополнительных проверок и таможенных проверок после выпуска товаров в ведение ФНС России;
Данный законопроект также должен предусматривать уплату дополнительно начисленного НДС предпринимателями на основании скорректированной налоговой отчетности.
- продолжить работу по совмещению базы данных налоговых и таможенных органов;
«Необходимо рассмотреть возможность развития пилотного проекта по передаче ФНС России администрирования, начисления и взимания НДС при пересечении границы таможенной территории Российской Федерации».
- согласовать и утвердить нормативно-правовой акт, отменяющий обязанность предпринимателей передавать статистическую форму в таможенные органы, а также устанавливающий порядок передачи статистических форм из налоговой в таможенные органы по каналам межведомственного взаимодействия.
Таким образом, по мнению Виталия Сурвилло, можно будет исключить дублирование процедуры направления статистической формы отчетности в таможенные и налоговые органы.
От редакции
О других проблемах в сфере таможенного регулирования — например, об избыточном лицензировании внешнеторговых операций — мы расскажем в одном из ближайших «Больших вопросов».
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
- Особенности ввоза/вывоза отдельных видов товаров