«ВЭД, таможня, логистика — 2020»: высокий уровень риска и эффективность таможенных органов
С 17 по 19 сентября в Новороссийске прошла V конференция «ВЭД, таможня, логистика — 2020». Ее итоги были подведены на прошлой неделе в рамках вебинара «По следам V конференции „ВЭД, таможня, логистика — 2020“: вопросы и предложения к профессиональному сообществу».
В начале мероприятия участникам вебинара напомнили о том, какие вопросы обычно поднимаются на конференциях ВТЛ. Среди них:
Что могут делать участники ВЭД вместе, не мешая друг другу;
«Понятно, что мы остаемся конкурентами. Но, тем не менее, есть определенные вопросы, которые можем решить вместе».
Какими компетенциями должны обладать специалисты отрасли;
Какие есть решения в области автоматизации бизнеса сервисных компаний;
Как, что и в какую сторону меняется в области законодательства в сфере ВЭД;
Как уменьшить риски деятельности;
Как изменяется техническое регулирование;
Разные экзотические таможенные процедуры.
«В Стратегии-2030 нет ни одного показателя, отражающего издержки участников ВЭД»
Среди наиболее интересных докладов в рамках V конференции ВТЛ Александр Мякота назвал, в частности, выступление Галины Баландиной на тему «Подходы к анализу рисков и управления ими: оценка недостоверного декларирования»;
По словам Александра Мякоты, суть проблемы, которую подняла спикер, заключается в том, что любая правоохранительная, регулирующая структура имеет определенные цели и задачи.
«Если речь идет о контроле, который она осуществляет, то есть два основных принципа — контроль не должен стоить дороже его отсутствия, для контроля необходимо четко определить показатели, которые будут контролироваться.
Галина Владимировна обратила внимание на такой интересный показатель эффективности деятельности таможенных органов, как снижение сумм уплаты таможенных платежей участниками ВЭД высокого уровня риска».
К концу 2018 года — снижение сумм уплаты таможенных платежей участниками ВЭД высокого уровня риска на 20% от уровня 2015 года:
К концу 2025 года — снижение на 50%.
Как считает Мякота, данный показатель косвенно намекает: раз снижается сумма уплаты таможенных платежей участниками ВЭД высокого уровня риска, то, соответственно, и количество этих участников уменьшается.
«Видимо, те, кто пытался этот показатель установить, привязался к такому показателю, как сумма уплаты таможенных платежей».
Что касается Стратегии развития таможенных органов до 2030 года, то в ней «нет ни одного количественного показателя, отражающего состояние охраняемой среды, издержки участников ВЭД».
«Наши ученые, к которым я причисляю и Галину Владимировну, считают нужным провести исследование для того, чтобы предложить нашим органам власти некую модель для создания нормальных измерительных показателей эффективности деятельности».
Расхождение в статистике — 14 миллиардов долларов
В своем докладе Баландина также привела следующие цифры со ссылкой на сайт правительства РФ:
По экспертным оценкам, объем теневого рынка товаров легкой промышленности составляет порядка 1 трлн рублей — 30% суммарного объема ввозимых и производимых на территории России товаров этой отрасли;
Доля поставщиков, использующих схемы «серого» импорта, оценивается от 20 до 60%;
Доля продукции, реализуемой с нарушением законодательства о защите интеллектуальной собственности, −10 — 20%. Производители одежды и обуви из кожи называют долю 40 — 50%.
Доля производителей, нарушающих законодательство о техническом регулировании, — 45%.
Мякота напомнил о существовании такой базы данных, как Comtrade, объединяющей таможенные базы 135 стран.
«Если мы посмотрим в ней разницу между экспортом и импортом, то увидим: те сведения, которые Россия показывает по импорту (42,9 в 2017 году), очень сильно отличаются от тех цифр, которые показывают другие страны в качестве статистики экспорта в Россию.
Если мы просуммируем все показатели по экспорту в Россию, потом сравним с показателями, которые Россия показывает в качестве импортных, то мы увидим расхождение в 14 миллиардов долларов. Это довольно существенное расхождение, которое свидетельствует об объемах неконтролируемого импорта».
Оценки Банка России
- Расхождение — экспорт России минус импорт, ФОБ стран-партнеров (ФТС, ЕС, IMF, СНГ), млн долларов:
2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
7850 | 15978 | 12007 | 801 | 4838 | 20048 |
- Расхождения — импорт ФОБ России минус экспорт стран-партнеров, млн долларов:
2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
-17799 | -15907 | -5562 | -2666 | 5428 | 1998 |
О дивидендах и новом КоАП
Галина Донцова выступила с докладом на тему «Таможенная стоимость. Доначисления: дивиденды; лицензионные платежи за „ноу-хау“; проектная документация» и «Трансграничная интернет-торговля. Таможенные аспекты»;
«Мы, наверное, проведем отдельный вебинар, посвященный дивидендам. Потому что тема достаточно серьезная, спорная и интересная».
Тема выступлений Марианны Чугаевой — «Проект нового КоАП РФ: какие новшества ждут участников ВЭД» и «Таможенный контроль в период карантина. Усиление контроля таможенной стоимости. Классификация товаров, как избежать доначислений после выпуска»;
«Она является членом рабочей группы Экспертно-консультативного совета при ФТС России, занимающейся, в том числе, оценкой текста нового КоАП. И изнутри знает историю вопроса. Напомню, что с начала следующего года этот КоАП будет принят, существенно поменяются некоторые аспекты, связанные с правонарушениями в таможенной сфере. Вплоть до того, что номер нашей пресловутой шестнадцатой статьи поменяется».
Марина Лякишева затронула тему «Тенденции на рынке технического регулирования. Самостоятельная регистрация ДС».
Как распределить обязанности и риски в ВЭД
«Мы всегда на конференциях стремимся проводить активные мероприятия, где думаем все вместе. Иногда это проходит в формате круглого стола или мозгового штурма. Делимся на группы и так далее. В этот раз у нас было два таких обсуждения. Одно продлилось три дня, и мы все равно не успели решить эту задачу».
А звучала задача следующим образом — как составить чек-лист для разграничения обязанностей и рисков между:
Участником ВЭД и таможенным представителем;
Участником ВЭД и экспедитором;
Экспедитором и таможенным представителем.
Более подробно мы расскажем о данной проблеме в одном из следующих «Больших вопросов».
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
- Особенности ввоза/вывоза отдельных видов товаров
«КВТ Сервис»