Мы чистим технические вопросы, а сама концепция таможенного администрирования не меняется
По мнению Виталия Сурвилло, трудиться над поправками в ТК ЕАЭС должны люди, непосредственно работающие с современными информационными технологиями
Сейчас Федеральный закон о таможенном регулировании — многостраничная инструкция как пользоваться утюгом. Но никак не руководство к действию и не объяснение новых правил игры.
Ни смена курса руководства ФТС России, ни интенсивное обсуждение с бизнесом, ни ощущение, что вот-вот назреют реформы, не привели к тому, что какие-то реформы произошли. Обсуждение федерального закона, который будет вместо ФЗ-311 (действующий ФЗ «О таможенном регулировании» — прим. редакции), вообще сводится к непринципиальным вещам:
Например, за сколько дней вернутся деньги на авансовый счет. Или сколько нужно контрактов, чтобы обеспечить ввоз комплектующих в рамках одной сделки.
Мы опять чистим какие-то технические вопросы, а сама концепция таможенного администрирования не меняется. Самое главное — поскольку мы латаем ее по частям, то все время вылезают новые и новые проблемы.
И мы не решаем сути проблемы: таможенное законодательство — оно, с одной стороны, должно быть неотвратимым и выполнять все функции, которые ставятся перед ним. Но, с другой стороны, ни в коем случае не должно препятствовать развитию торговли и уж точно не заставлять людей отказываться от внешнеторговых сделок. А это происходит сплошь и рядом. Даже в области экспорта.
Сейчас Федеральный закон — многостраничная инструкция как пользоваться утюгом. Но никак не руководство к действию и не объяснение новых правил игры. А мне кажется, мы дико отстаем с этими новыми правилами игры. В частности, в не таком далеком будущем будут перемещаться не товары, а какие-то концепции, схемы, чертежи, интеллектуальные права. К этому таможня вообще не готова.
Максимум что мы можем сделать — под давлением наших друзей из Минска уменьшить до 200 долларов беспошлинный порог международной торговли. Мы не успеваем и за трендами развития торговли.
О категорировании
Вопрос ускорения прохождения таможенных процедур согласно Таможенному кодексу и национальному законодательству связан с категорированием и выборочностью. Но я не уверен, что так правильно делать — давать льготы и не всегда контролировать предоставление этих льгот. Ведь уже столько историй произошло со злоупотреблением статусом уполномоченными экономическими операторами.
Путь решения проблемы ускорения за счет наделения кого-то льготами — неправильный. Если кому-то даются льготы, то все равно нужно контролировать.
В работе над Таможенным кодексом должны принимать участие айтишники
В следующий раз когда вы, Мукай Александрович (спикер обращается к министру таможенного сотрудничества ЕЭК Кадыркулову — прим. редакции), все-таки согласитесь возглавить работу над новым Таможенным кодексом, вам надо собрать не экспертов, а айтишников. Собрать людей, которые знают, какие существуют технологии — для того чтобы выполнить все задачи, стоящие перед таможенной службой.
Плюс нужно собрать специалистов по налоговой, бухгалтерской, коммерческой отчетности. Потому что, как мне кажется, с помощью документального контроля — в рамках синергии контрольных функций государственных органов и управленческой отчетности участников ВЭД — можно значительно легче отследить любые нарушения, чем когда гоняешься за самим товаром.
«Все всё понимают, но идут по инерции»
Решим ли мы с помощью нового Федерального закона проблемы серого и черного импорта? Я сомневаюсь! Решим ли мы вопросы системы управления рисками? 40 тысяч профилей, из которых 85% ценовые, — напоминают скорее тарифную сетку и не имеют отношения к системе управления рисками.
Решили ли мы вопрос постоянного роста издержек участников внешнеэкономической деятельности? Да не решили. Как было в портах накручивание на любой операции, так и продолжается.
Решили ли мы вопросы с мультимодальными перевозками, с тем, что у нас стагнация транзита? На ровном месте созданы проблемы, но никак не можем их решить.
Я уже и не говорю про существующую неадекватность и необоснованность системы оценки правонарушения. Понятно, наверное, проще каждый раз отрубать руку за любой случай воровства. Но эффективно ли это? Совершенно не уверен!
В ЕЭК наши единомышленники. Мы чувствуем, что и в ФТС наши единомышленники. Но получается, что все всё понимают… И идут по прежней инерции.
В качестве эпилога: если мы не хотим оставаться занзибарской таможней…
В работе над совершенствованием таможенного администрирования нужно не забывать самое главное: наша задача — не подчищать отдельные хвосты и не решать возникающие время от времени проблемы. Типа книжек МДП. Нужно приготовиться к тому, что если мы не хотим быть занзибарской таможней, то надо глобально оценить, какие вызовы и задачи перед нами стоят. И не бояться создать рабочую группу по подготовке изменений в Таможенный кодекс, учитывающих современные технологии и технический прогресс.
От редакции
Материал подготовлен на основе выступления вице-президента «Деловой России» Виталия Сурвилло в рамках конференции «Таможня для бизнеса. Жизнь по новому Таможенному кодексу ЕАЭС», организованной Event-Агентством Событие.
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
- Особенности ввоза/вывоза отдельных видов товаров
«КВТ Сервис»