На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 17.11.2018 Курсы валют ЦБ РФ
Стратегический партнер проекта
Виталий Сурвилло Виталий Сурвилло
Вице-президент «Деловой России»

Мы чистим технические вопросы, а сама концепция таможенного администрирования не меняется

2018-05-07 Мы чистим технические вопросы, а сама концепция таможенного администрирования не меняется
07.05.2018 17:57 0 Архив |
Мы чистим технические вопросы, а сама концепция таможенного администрирования не меняется
Фото: depositphotos.com

По мнению Виталия Сурвилло, трудиться над поправками в ТК ЕАЭС должны люди, непосредственно работающие с современными информационными технологиями

Сейчас Федеральный закон о таможенном регулировании — многостраничная инструкция как пользоваться утюгом. Но никак не руководство к действию и не объяснение новых правил игры.

Ни смена курса руководства ФТС России, ни интенсивное обсуждение с бизнесом, ни ощущение, что вот-вот назреют реформы, не привели к тому, что какие-то реформы произошли. Обсуждение федерального закона, который будет вместо ФЗ-311 (действующий ФЗ «О таможенном регулировании» — прим. редакции), вообще сводится к непринципиальным вещам:

Например, за сколько дней вернутся деньги на авансовый счет. Или сколько нужно контрактов, чтобы обеспечить ввоз комплектующих в рамках одной сделки.

Мы опять чистим какие-то технические вопросы, а сама концепция таможенного администрирования не меняется. Самое главное — поскольку мы латаем ее по частям, то все время вылезают новые и новые проблемы.

И мы не решаем сути проблемы: таможенное законодательство — оно, с одной стороны, должно быть неотвратимым и выполнять все функции, которые ставятся перед ним. Но, с другой стороны, ни в коем случае не должно препятствовать развитию торговли и уж точно не заставлять людей отказываться от внешнеторговых сделок. А это происходит сплошь и рядом. Даже в области экспорта.

Сейчас Федеральный закон — многостраничная инструкция как пользоваться утюгом. Но никак не руководство к действию и не объяснение новых правил игры. А мне кажется, мы дико отстаем с этими новыми правилами игры. В частности, в не таком далеком будущем будут перемещаться не товары, а какие-то концепции, схемы, чертежи, интеллектуальные права. К этому таможня вообще не готова.

Максимум что мы можем сделать — под давлением наших друзей из Минска уменьшить до 200 долларов беспошлинный порог международной торговли. Мы не успеваем и за трендами развития торговли.

О категорировании

Вопрос ускорения прохождения таможенных процедур согласно Таможенному кодексу и национальному законодательству связан с категорированием и выборочностью. Но я не уверен, что так правильно делать — давать льготы и не всегда контролировать предоставление этих льгот. Ведь уже столько историй произошло со злоупотреблением статусом уполномоченными экономическими операторами.

Путь решения проблемы ускорения за счет наделения кого-то льготами — неправильный. Если кому-то даются льготы, то все равно нужно контролировать.

В работе над Таможенным кодексом должны принимать участие айтишники

В следующий раз когда вы, Мукай Александрович (спикер обращается к министру таможенного сотрудничества ЕЭК Кадыркулову — прим. редакции), все-таки согласитесь возглавить работу над новым Таможенным кодексом, вам надо собрать не экспертов, а айтишников. Собрать людей, которые знают, какие существуют технологии — для того чтобы выполнить все задачи, стоящие перед таможенной службой.

Плюс нужно собрать специалистов по налоговой, бухгалтерской, коммерческой отчетности. Потому что, как мне кажется, с помощью документального контроля — в рамках синергии контрольных функций государственных органов и управленческой отчетности участников ВЭД — можно значительно легче отследить любые нарушения, чем когда гоняешься за самим товаром.

«Все всё понимают, но идут по инерции»

Решим ли мы с помощью нового Федерального закона проблемы серого и черного импорта? Я сомневаюсь! Решим ли мы вопросы системы управления рисками? 40 тысяч профилей, из которых 85% ценовые, — напоминают скорее тарифную сетку и не имеют отношения к системе управления рисками.

Решили ли мы вопрос постоянного роста издержек участников внешнеэкономической деятельности? Да не решили. Как было в портах накручивание на любой операции, так и продолжается.

Решили ли мы вопросы с мультимодальными перевозками, с тем, что у нас стагнация транзита? На ровном месте созданы проблемы, но никак не можем их решить.

Я уже и не говорю про существующую неадекватность и необоснованность системы оценки правонарушения. Понятно, наверное, проще каждый раз отрубать руку за любой случай воровства. Но эффективно ли это? Совершенно не уверен!

В ЕЭК наши единомышленники. Мы чувствуем, что и в ФТС наши единомышленники. Но получается, что все всё понимают… И идут по прежней инерции.

В качестве эпилога: если мы не хотим оставаться занзибарской таможней…

В работе над совершенствованием таможенного администрирования нужно не забывать самое главное: наша задача — не подчищать отдельные хвосты и не решать возникающие время от времени проблемы. Типа книжек МДП. Нужно приготовиться к тому, что если мы не хотим быть занзибарской таможней, то надо глобально оценить, какие вызовы и задачи перед нами стоят. И не бояться создать рабочую группу по подготовке изменений в Таможенный кодекс, учитывающих современные технологии и технический прогресс.

От редакции

Материал подготовлен на основе выступления вице-президента «Деловой России» Виталия Сурвилло в рамках конференции «Таможня для бизнеса. Жизнь по новому Таможенному кодексу ЕАЭС», организованной Event-Агентством Событие.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Онлайн-оплата таможенных пошлин и платежей таможенной картой

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24/7. Получите таможенную карту в вашем банке.