На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 17.02.2019 Курсы валют ЦБ РФ
Стратегический партнер проекта
Руслан Давыдов Руслан Давыдов
Первый заместитель руководителя ФТС России

Таможенные службы первыми начали использовать элементы прослеживаемости

2019-01-21 Таможенные службы первыми начали использовать элементы прослеживаемости
21.01.2019 18:07 0 Архив |
Таможенные службы первыми начали использовать элементы прослеживаемости
Фото: Андрей Гераськин, CustomsForum.ru
По словам спикера, электронная пломба — не просто трекер, а настоящий бортовой компьютер, хранящий нужную для таможенников информацию

В последние десять лет ведущие таможенные службы мира, включая российскую таможню, перешли на использование документов в электронном виде.

Когда мы говорим о цифровизации, то это, другими словами, оборот документов в электронном виде. Соглашением о механизме прослеживаемости товаров определено:

Прослеживаемость — это контроль за операциями, связанными с оборотом товаров. 

Механизм прослеживаемости — информационное взаимодействие по обмену сведениями из национальных систем прослеживаемости. 

Национальная система прослеживаемости — система сбора, учета и хранения сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом этих товаров.

Я сошлюсь на опыт Всемирной таможенной организации — таможенные службы всего мира первыми начали использовать элементы прослеживаемости. Если мы возьмем Киотскую конвенцию об упрощении таможенных процедур, то, наверное, последние двадцать лет в мировом таможенном сообществе развивается электронный документооборот. 

По сути дела, в последние десять лет ведущие таможенные службы мира, включая российскую таможню, перешли на использование документов в электронном виде.

То есть, все процедуры, связанные как с ввозом, так и с вывозом товаров — импорт и экспорт — сегодня оцифрованы, начиная от подачи предварительной информации о намерении ввезти товары в Российскую Федерацию или Евразийский экономический союз, прохождения пунктов пропуска, заявления транзита, декларирования товаров, их выпуска для внутреннего потребления и заканчивая процедурой постконтроля, проведением контрольных операций совместно с налоговой службой.

Мы уходим не просто в электронный документооборот, а в автоматизацию всех процедур, когда информация обрабатывается и решение принимается информационной системой таможенных органов.

Бизнес получает ускорение и упрощение процедур после соответствующих инвестиций

Государство получает условия, исключающие использование серых схем, резервы собираемости платежей, повышение эффективности администрирования и подтверждения законности оборота товаров. Когда мы говорим про прослеживаемость (особенно про физическую), к которой относится маркировка и использование электронных пломб, то еще одна из целей, которую достигаем, — это обеление рынка и очистка его от контрафактного товара.

Добросовестный бизнес, включившийся в эту работу, получает большие преимущества. В частности, за счет того, что вся информация обрабатывается в электронном виде, бизнес получает возможность проведения автоматических процедур после соответствующих инвестиций. А скорость выпуска деклараций по автоматическому выпуску у нас составляет около пяти минут. Поэтому когда Всемирный банк говорит, что у нас на таможне что-то 48 или 96 часов делается, — не верьте! Доля таких деклараций для компаний низкого уровня риска уже составляет 30% по экспорту и порядка 20% по импорту.

По этому же пути идет весь мир. Мы не изобретаем велосипед. Например, Нидерланды и порт Роттердама. В самом порту находится только два человека, остальное все делается роботами. Подъезжает фура, забирает контейнер, который ставит для перевозчика на площадку робот. Это мировая тенденция. И когда говорят, что инновации — это тяжело, надо понимать — они будут, это неизбежно.

Об эксперименте с электронными пломбами

Нами это рассматривается несколько шире, чем просто отслеживание транспорта. Сама пломба — не просто трекер для нас. Почему мы говорим — интеллектуальный трекер? Потому что в нем есть интеллектуальная начинка.

Этот трекер не просто выполняет функцию отслеживания, сигнала о вскрытии, отклонения от маршрута, о других тревожных и рисковых ситуациях, позволяя нам применять рискориентированный подход в полном объеме в автоматизированном виде. 

По сути, он бортовой компьютер, в который записан — что же там внутри этой фуры, данные об отправителе/получателе и всей цепочке поставок, какой там товар, подвергался ли он проверке на инспекционно-досмотровом комплексе. И если подвергался, то в него закачивается снимок.

Когда мы говорим о прослеживаемости, то это общемировая тенденция. И речь идет не просто о прослеживаемости товаров ЕАЭС, а о прослеживаемости логистических цепочек от производства товара в любой третье стране до его реализации через контрольно-кассовую технику в РФ и проверке операций через систему налогового учета.

Эксперимент, проведенный совместно с Казахстаном, показал, что нам нужно делать это быстрее и распространить на весь Евразийский союз. По моим данным, в Белоруссии создали национального оператора электронных пломб. Нам обещано, что с 1 марта Белоруссия присоединится к тем проектам, которые осуществляются в Российской Федерации. 

Почему это нужно? Потому что наш и мировой таможенный опыт показывает, что недобросовестный участник ВЭД может внести в систему записи. Должны быть механизмы физического контроля, которые бы не просто выявляли риски, но и создавали бы доказательную базу.

О взаимодействии с налоговиками

На сегодняшний день у нас реализованы программные средства, и в первом квартале начнем реальный обмен информацией с налоговой службой. Мы уже передаем весь массив данных, начиная с предварительного информирования о намерении ввоза товара в РФ или ЕАЭС.

Следующий шаг — доведение цепочек контроля до момента выбытия товаров. То есть, их реализации конечному покупателю. В том числе и через контрольно-кассовую технику. 

Если налоговая видит разрывы в этих цепочках, то, соответственно, возникает сигнал тревоги. Далее применяется рискориентированный подход, проводятся самостоятельные налоговые проверки или с участием Федеральной таможенной службы. Эта информация попадает в нашу систему управления рисками.

Все это в идеале должно автоматически обрабатываться в рамках самонастраивающейся адаптивной системы с использованием искусственного интеллекта. С высвобождением человеческого ресурса — чтобы сотрудники могли сосредоточиться на рисковых поставках, на мероприятиях, когда нужен физический контроль (подойти, вскрыть, сверить маркировку, соответствие заявленного товара имеющемуся).

Проект с маркировкой шуб показал, что обеление рынка по таможенному декларированию произошло примерно в два раза. Сейчас возникла определенная стагнация, говорящая о том, что недобросовестные участники рынка ищут пути обхода, разрывы в цепочках контроля.

От редакции

Материал подготовлен на основе выступления первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова в рамках сессии «Цифровая прослеживаемость — новые горизонты цифрового государственного управления товарными рынками и рынками услуг» Гайдаровского форума — 2019.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Онлайн-оплата таможенных пошлин и платежей таможенной картой

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24/7. Получите таможенную карту в вашем банке.