Таможенные службы первыми начали использовать элементы прослеживаемости
В последние десять лет ведущие таможенные службы мира, включая российскую таможню, перешли на использование документов в электронном виде.
Когда мы говорим о цифровизации, то это, другими словами, оборот документов в электронном виде. Соглашением о механизме прослеживаемости товаров определено:
Прослеживаемость — это контроль за операциями, связанными с оборотом товаров.
Механизм прослеживаемости — информационное взаимодействие по обмену сведениями из национальных систем прослеживаемости.
Национальная система прослеживаемости — система сбора, учета и хранения сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом этих товаров.
Я сошлюсь на опыт Всемирной таможенной организации — таможенные службы всего мира первыми начали использовать элементы прослеживаемости. Если мы возьмем Киотскую конвенцию об упрощении таможенных процедур, то, наверное, последние двадцать лет в мировом таможенном сообществе развивается электронный документооборот.
По сути дела, в последние десять лет ведущие таможенные службы мира, включая российскую таможню, перешли на использование документов в электронном виде.
То есть, все процедуры, связанные как с ввозом, так и с вывозом товаров — импорт и экспорт — сегодня оцифрованы, начиная от подачи предварительной информации о намерении ввезти товары в Российскую Федерацию или Евразийский экономический союз, прохождения пунктов пропуска, заявления транзита, декларирования товаров, их выпуска для внутреннего потребления и заканчивая процедурой постконтроля, проведением контрольных операций совместно с налоговой службой.
Мы уходим не просто в электронный документооборот, а в автоматизацию всех процедур, когда информация обрабатывается и решение принимается информационной системой таможенных органов.
Бизнес получает ускорение и упрощение процедур после соответствующих инвестиций
Государство получает условия, исключающие использование серых схем, резервы собираемости платежей, повышение эффективности администрирования и подтверждения законности оборота товаров. Когда мы говорим про прослеживаемость (особенно про физическую), к которой относится маркировка и использование электронных пломб, то еще одна из целей, которую достигаем, — это обеление рынка и очистка его от контрафактного товара.
Добросовестный бизнес, включившийся в эту работу, получает большие преимущества. В частности, за счет того, что вся информация обрабатывается в электронном виде, бизнес получает возможность проведения автоматических процедур после соответствующих инвестиций. А скорость выпуска деклараций по автоматическому выпуску у нас составляет около пяти минут. Поэтому когда Всемирный банк говорит, что у нас на таможне что-то 48 или 96 часов делается, — не верьте! Доля таких деклараций для компаний низкого уровня риска уже составляет 30% по экспорту и порядка 20% по импорту.
По этому же пути идет весь мир. Мы не изобретаем велосипед. Например, Нидерланды и порт Роттердама. В самом порту находится только два человека, остальное все делается роботами. Подъезжает фура, забирает контейнер, который ставит для перевозчика на площадку робот. Это мировая тенденция. И когда говорят, что инновации — это тяжело, надо понимать — они будут, это неизбежно.
Об эксперименте с электронными пломбами
Нами это рассматривается несколько шире, чем просто отслеживание транспорта. Сама пломба — не просто трекер для нас. Почему мы говорим — интеллектуальный трекер? Потому что в нем есть интеллектуальная начинка.
Этот трекер не просто выполняет функцию отслеживания, сигнала о вскрытии, отклонения от маршрута, о других тревожных и рисковых ситуациях, позволяя нам применять рискориентированный подход в полном объеме в автоматизированном виде.
По сути, он бортовой компьютер, в который записан — что же там внутри этой фуры, данные об отправителе/получателе и всей цепочке поставок, какой там товар, подвергался ли он проверке на инспекционно-досмотровом комплексе. И если подвергался, то в него закачивается снимок.
Когда мы говорим о прослеживаемости, то это общемировая тенденция. И речь идет не просто о прослеживаемости товаров ЕАЭС, а о прослеживаемости логистических цепочек от производства товара в любой третье стране до его реализации через контрольно-кассовую технику в РФ и проверке операций через систему налогового учета.
Эксперимент, проведенный совместно с Казахстаном, показал, что нам нужно делать это быстрее и распространить на весь Евразийский союз. По моим данным, в Белоруссии создали национального оператора электронных пломб. Нам обещано, что с 1 марта Белоруссия присоединится к тем проектам, которые осуществляются в Российской Федерации.
Почему это нужно? Потому что наш и мировой таможенный опыт показывает, что недобросовестный участник ВЭД может внести в систему записи. Должны быть механизмы физического контроля, которые бы не просто выявляли риски, но и создавали бы доказательную базу.
О взаимодействии с налоговиками
На сегодняшний день у нас реализованы программные средства, и в первом квартале начнем реальный обмен информацией с налоговой службой. Мы уже передаем весь массив данных, начиная с предварительного информирования о намерении ввоза товара в РФ или ЕАЭС.
Следующий шаг — доведение цепочек контроля до момента выбытия товаров. То есть, их реализации конечному покупателю. В том числе и через контрольно-кассовую технику.
Если налоговая видит разрывы в этих цепочках, то, соответственно, возникает сигнал тревоги. Далее применяется рискориентированный подход, проводятся самостоятельные налоговые проверки или с участием Федеральной таможенной службы. Эта информация попадает в нашу систему управления рисками.
Все это в идеале должно автоматически обрабатываться в рамках самонастраивающейся адаптивной системы с использованием искусственного интеллекта. С высвобождением человеческого ресурса — чтобы сотрудники могли сосредоточиться на рисковых поставках, на мероприятиях, когда нужен физический контроль (подойти, вскрыть, сверить маркировку, соответствие заявленного товара имеющемуся).
Проект с маркировкой шуб показал, что обеление рынка по таможенному декларированию произошло примерно в два раза. Сейчас возникла определенная стагнация, говорящая о том, что недобросовестные участники рынка ищут пути обхода, разрывы в цепочках контроля.
От редакции
Материал подготовлен на основе выступления первого заместителя руководителя ФТС России Руслана Давыдова в рамках сессии «Цифровая прослеживаемость — новые горизонты цифрового государственного управления товарными рынками и рынками услуг» Гайдаровского форума — 2019.
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
«КВТ Сервис»