Таможенный союз: от тотального таможенного контроля к выборочному
26 февраля исполнилось двадцать лет со дня подписания Договора о Таможенном союзе. Думаю, если бы страны не прошли стадию межгосударственного взаимодействия в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, то не было бы сейчас Евразийского экономического союза.
Фактически к 1999 году сложилась ситуация, что несмотря на объявленное ранее создание Таможенного союза, таможенные службы государств работали в соответствии со своим национальным законодательством.
После подписания Договора ситуация на границах, впрочем, существенно не изменилась — таможенный контроль остался. Да, был изменен порядок декларирования товаров во взаимной торговле, но таможенные органы все равно продолжали контролировать внешнюю торговлю.
Но все же 26 февраля 1999 года — это знаковая дата, определившая дальнейшее направление движения на ближайшее десятилетие. Пришлось преодолеть множество препятствий. И самое главное, чего удалось достичь, — постепенно таможенные органы начали использовать единую терминологию, совместные решения и технологии. А через десять лет, в 2009 году, появился Таможенный кодекс Таможенного союза.
Как появление единой таможенной территории сказалось на уральских таможенниках
Таможенный контроль на российско-казахстанской границе был отменен 1 июля 2010 года. Для таможенных органов Уральского таможенного управления уход с границы дался нелегко. Потребовался пересмотр штатного расписания таможен: по состоянию на 1 января 2010 года в таможенных органах Урала работало более четырех тысяч человек. На сегодняшний день — 2200 человек.
Но таможенная служба и технологии достаточно динамично развиваются, и это уже привело к тому, что сейчас нет ни Курганской (которая насчитывала более 700 сотрудников), ни Нижнетагильской, ни Магнитогорской таможен.
О национальных интересах отдельных государств-членов ЕАЭС
Принимая решение о запрете ввоза санкционных товаров, мы не надеялись, что наши коллеги по Евразийскому экономическому союзу нас поддержат. У каждого государства свои интересы. Для нас это была ответная мера на санкции, введенные именно в отношении Российской Федерации. Ведь они не вводились в отношении Казахстана, Белоруссии или Киргизии.
Да, товары в рамках Евразийского экономического союза перемещаются свободно. Но при этом, повторю еще раз, учитываются интересы всех государств-членов ЕАЭС. А вот по отдельным вопросам государства могут принимать решения по защите своего внутреннего рынка. Аналогичные российским решения приняты, в Казахстане и Белоруссии, которая, например, лицензирует вывоз своей древесины определенных пород.
Таможенные органы Уральского таможенного управления все больше внимания уделяют товарам, которые ввозятся из Казахстана. В первую очередь, это касается санкционной продукции, а также товаров, связанных с обязательствами, появившимися у Казахстана после вступления во Всемирную торговую организацию.
В частности, в отношении ряда товаров в Казахстане установлены ставки пошлин ниже, чем в Российской Федерации. Несмотря на то, что Республика Казахстан взяла на себя обязательства не ввозить такие товары в Российскую Федерацию, все равно не прекращаются попытки ввоза. Не всегда те лица, которые перемещают товар через границу, знают об обязательствах, взятых на себя государством. Такие товары мы выявляем и возвращаем отправителям.
За последние двадцать лет во внешнеэкономической деятельности произошли колоссальные изменения
В 1999 году об электронном декларировании и речи не было. Сроки таможенного оформления исчислялись днями. А не как сейчас — часами и минутами. Например, срок выпуска составлял десять дней, а не четыре часа.
Изменения коснулись многих процедур таможенного администрирования. В то время электронные копии деклараций к нам привозили еще на дискетах. Даже флешек еще тогда не было.
За прошедшие годы техника и программные средства изменились. В настоящее время подавляющая часть общения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности осуществляется в электронном виде.
Изменилось и отношение государства к внешнеэкономической деятельности. Таможенный контроль в 90-х годах можно назвать тотальным. Потому что на тот момент система управления рисками только начинала зарождаться. В отношении импортных товаров проводился стопроцентный досмотр. Точно так же досматривалась и экспортируемая продукция.
На сегодняшний день таможенный досмотр импортных товаров по Уральскому таможенному управлению составляет менее четырех процентов, по экспорту — в районе одного процента. То есть, из ста вывозимых партий товара только одна попадает под досмотр.
В современном мире нет времени ждать. Все стремительно развивается. Не стоит на месте и таможенная служба. Можно перефразировать знаменитый олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее», который для таможенной службы будет звучать как «Быстрее, прозрачнее и доступнее».
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- ФТС России «PRO Маркировку»: особенности процедуры и основные ошибки участников ВЭД
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
«КВТ Сервис»