Завтрак с таможней

«Все решим по красоте»: топ-5 популярных обманов учвэдов

Президент группы компаний
«КВТ Сервис»
5eb4b658c74f4749dcdc4306adefb58d (1).jpg
                                                                                          Фото: saratov24.tv

На рынке таможенных представителей, к сожалению, все еще встречаются индивиды, которые пытаются обманом заполучить клиента и содрать с него три шкурки. Мы подобрали топ наиболее распространенных уловок, на которые идут нечестные дельцы, возможно, кого-то наш чарт убережет от таких нежелательных связей.

№ 1. Все схвачено

Откроет наш чарт классическое надувательство в стиле «у меня брат/сват/собака в таможне, все решим по красоте».

№ 2. Надо заплатить

Классическая уловка номер два, которая на удивление еще срабатывает у некоторых дельцов: «Заплатите за регистрацию вашей фирмы в таможенном органе, если хотите заниматься ВЭД, без этого никак».

№ 3. Выбираем таможенный пост

Следующая история про «давайте выбирать таможенный пост исходя из того, что на посту А ценовой риск на ваш товар ниже, чем на Б». Одно дело, когда для клиента при этом не меняется стоимость таможенного оформления, но если речь идет о нелогичной логистике в угоду одному тампреду известной цели, стоит задуматься, нет ли здесь подвоха.

№ 4. Лишние платежи

Еще одну популярное ухищрение можно встретить в среде, где оформляют экспортеров. Процедура экспорта, по всей видимости, для компаний еще более туманна, чем импорта, поэтому там лишних платежей «помощники» накидывают щедро. Например, вписывают в прайс заезд на СВХ, хотя в 80-90% случаев заезд на склад не требуется.

№ 5. Предосмотр как обязательное условие оформления

Завершает наш антирейтинг развод в духе: «А что, так можно было?». Оказывается, некоторые брокеры включают в свой комплекс услуг предварительный осмотр товаров как обязательное условие оформления. Как банк всячески пытается навязать страховку, так брокеры насмерть стоят на неотвратимости предварительного осмотра, за который должен заплатить клиент.
Безусловно, если клиент совершенно новый, никакой репутации за ним нет, никакой информации о нем, то тут без осмотра решится оформлять только камикадзе: тампред головой отвечает за то, что подает в декларации, и если клиент решит везти винтики под видом шпунтиков, убедив брокера, что там именно шпунтики, таможенная кара обрушится в первую очередь на тампреда.
Об уловке с осмотром мы говорим только в том разрезе, когда тампред настаивает на проведении предварительного осмотра каждой партии, невзирая ни на что, и включая, соответственно, расходы в счет клиента.

Никита-решала, или Почему участники ВЭД не хотят иметь дело с тампредами

Президент группы компаний
«КВТ Сервис»
281.jpeg
Фото: zen.yandex.ru
История с Никитой, у которого родня на таможне в случае чего все решит, увенчалась хеппи-эндом: условный выпуск разрешили.

На момент, когда к нам обратились за помощью, товар уже прибыл на Ворсино и стоял там с неделю. Никита разводил руками и рассказывал разные байки: дескать, от начальника поста требуется подписанное заявление, разрешающее осуществить условный выпуск, а начальник что-то не торопится.
«Ну а мы что? Руки связаны. Ну, давайте еще раз пришлите заявление, подмахнем, может, в этот раз прокатит», − отвечал брокер.
В итоге выяснилось, что даже декларацию никто не подавал. Родственниками-решалами там, судя по всему, не пахло.

А дело-то совсем не в родственниках. У нашего Василия мама и папа в таможне не работают, но ничего, как-то справляется: спокойно собрал документы, проверил техничку, разобрался, что к чему, дал образцы писем, которые обязательно нужно подготовить и подписать, грамотно все задекларировал и отправил в ЦЭД. ДТ на образцы и условный выпуск сделали в течение дня.

В таких историях я глубоко понимаю участников ВЭД, которые после первой попытки ни в жизнь не хотят иметь больше дел с таможенными представителями. К сожалению, это неизбежно, что тень проходимцев падает на всех вообще. И от клейма приходится отмываться не виновникам банкета, а совершенно нормальным, адекватным и добросовестным компаниям, коих на рынке десятки.

А я Никита, таможня родственниками забита

Президент группы компаний
«КВТ Сервис»
182.jpg
Кадр из фильма «Волк с Уолл-стрит»

А вы знакомы с Никитой, у которого родственники в таможне? Начну сначала. На днях в офисе раздался звонок:
«Здравствуйте, мы с вами два месяца назад общались по таможенному оформлению, у нас тут возникла проблемка».
Два месяца назад мы считали запрос на таможенное оформление оборудования для СТО и предложили что-то в районе 15 тыс. рублей за декларацию. С нами не поехали. Ну не поехали и не поехали, мало ли что. И вот звонок:
«У нас контейнеры приехали в это ваше Ворсино, уже 7 дней мы платим за простои, а наш брокер ничего внятного не говорит! Что делать»?!
Как выяснилось в ходе беседы, заказчик решил получать условный выпуск, чтобы тут же от партии отгрузить часть товаров и отправить в лабораторию для получения сертификата соответствия. И стоит ждет, отлистывает складу, декларация вроде как подана, но движения по ней нет.
Мы так и не поняли, что от нас надо, но для работы над ошибками поинтересовались, почему выбор изначально пал не на нас и сколько они в итоге заплатили.
«35 тысяч рублей за декларацию».
Мы с коллегами чуть волосы себе на голове не вырвали, когда это услышали. Обзвони сейчас хоть 100 клиентов, предложи ДТ за 35 тысяч рублей и услышишь в ответ:
«Вы там чё, с дуба рухнули»?
Давно средняя ставка колеблется в районе 15-20 тысяч рублей. Ну никак не 35! Спрашиваем оппонента — как же так, мы предлагали вам 15, а вы выбрали другого декларанта, да еще и за 35?!
«Ну, нам вот порекомендовали Никиту, у него родственники в таможне, обещали, что если какие проблемы, то тут же все решат на месте, никаких проблем не будет»!
Как мы поняли из разговора, сам Никита никакой даже не декларант и не брокер, а некий посредник, который запрос раскидывал по конторам. На ровном месте поднял баблишка, красавчик!
Учвэды, дорогие, я богом вас молю! Если вас заманивают к сотрудничеству словами про «своих людей» в таможне, бегите без оглядки! Ни одна нормальная компания не будет такое «знакомство» приводить в качестве конкурентного преимущества!

Зарядка, «я в домике», фильтрация информации: опыт работы тампреда в режиме самоизоляции

Президент группы компаний
«КВТ Сервис»
312.jpg
Фото: Ornella Batriani, flickr
Недельные, так сказать, выходные в полном разгаре. А для нас это просто очередная неделя на удаленке. Как раз впору делиться почерпнутой за время вынужденной самоизоляции мудростью.

Во-первых, старайтесь не сбивать режим

А утреннее враждебное метро замените 10-15 минут зарядки. Потом кофе. Потом душ. Глядишь, уже и рабочий день клонится к закату. Но шутки в сторону. Дайте себе проснуться, а не из постели и сразу за ноутбук.

Во-вторых, организуйте рабочее пространство

И обязательно установите домашним правило «я в домике».
Пока вы находитесь на рабочем месте, вас нет — с домашними просьбами, стирками, выгулом собаки не приставать!!!

В-третьих, пятничные офисные посиделки вполне легко переносятся в онлайн...

...И внезапно превращаются в алкомост. Не только еженедельные отчетные собрания должны вам напоминать о том, что вы коллектив!

В-четвертых, все, что нельзя проверить, надо по умолчанию считать фейком

Это прямо бич последних дней. То у нас в Москву танки вводят, то на границе железный занавес, то еще чего-нибудь. Тщательно фильтруем информацию, доверяем только тем источникам, что никогда не дискредитировали себя.
Вот красноречивый пример: премьер-министр Михаил Мишустин поручил с 30 марта временно ограничить движение через автомобильные, железнодорожные и другие пункты пропуска через границу России. Коронавирус, будь он неладен.
И понеслась волна домыслов о том, что, стало быть, мера распространяется на вообще всех людей, а значит, перевозчикам нельзя мотаться туда-сюда через рубежи.
Все это ерунда. Грузовое сообщение не прекращается, а международные перевозчики — как российские, так и иностранные — внесены в исключения. Грузоперевозки осуществляются в нормальном режиме, как и таможенное оформление!

В-пятых, помним, что все это кончится


После такого режима мы обновимся, обнулимся и станем какими-то другими. Попухлее, конечно, но может быть даже более мотивационно заряженными.
И еще одно личное наблюдение (поправьте, если я не права): с переходом на полностью удаленный режим появилась внутренняя потребность показывать, что ты работаешь.
В офис пришел, и все, ты на рабочем месте, чем ты там занимаешься — дело второе, но ты же явился, вот он я, начальник.
А из дома есть необходимость демонстрировать, что ты действительно что-то делаешь, а не на диване валяешься. Отчет, например, составляешь, который еще в прошлом месяце нужен был, данные в карточки заносишь, которые пылились уже пару месяцев... Есть такое?

Удивительно, но факт: не во всех смертных грехах виноват таможенный брокер

Президент группы компаний
«КВТ Сервис»
112_2.jpg
Фото: кадр из фильма «Железный человек 2»

Если таможенный брокер не менял, к примеру, описание товара, которое подается в 31 графе декларации на товары, и на основании описания подобрал код, то какие тут могут быть вопросы к специалисту? Определение кода лежит исключительно в области компетенции таможни. Понимание «правильности» у таможни всегда свое. А кто к ее определению ближе — может сказать только суд.
Брокер рекомендует, основываясь на документах и опыте. Брокер может, подставив свое крепкое плечо, пойти с вами вместе в суд и отбиваться от таможни. Можете идти сами, если ваш юрист достаточно зубастый.
У нас лет шесть назад работал декларант, который по неведомой причине поменял описание. И в такой ситуации возникающие со стороны таможни резонные вопросы полностью на его ответственности.
Опасная, надо сказать, работенка...
В любой ситуации, если что-то пошло не так, всех собак предпочитают повесить на таможенного брокера:
  • Если в произошедшем виновна таможня, то декларант хочет повесить вину на брокера;
  • Если в произошедшем виновен отправитель, то таможня хочет повесить вину на брокера;
  • Если в произошедшем виновна транспортная компания, то клиент просто хочет повесить брокера.
Больше всего проблем вызывают, конечно же, косяки отправителя. Еще один случай из практики: отправитель прислал вообще не тот товар, но никто в момент растаможки в контейнер не заглянул. Оформили то, что было в документах.
У коллег другой случай приключился: они на складе контейнер открыли, а там вместо винтиков шпунтики. Даже мы в шоке были, что делать в такой ситуации − бог его знает. А отправитель далеко, на нейтральной территории, в Китае. Ему ничего не сделаешь.
Или другой отправитель в документах указал не ту информацию. Например, страну происхождения перепутал. И обрек тампреда на дело об административном правонарушении. Арест груза, выяснение обстоятельств...
Или транспортники по какой-то неведомой причине решили, что для перевозки сыра и другой молочки рефрижераторы необязательны, обычный контейнер сойдет.
Хотя сто раз было сказано: «Нужен рефконтейнер, пан Вацлав». «Будет тебе реф, милый человек», − говорил он, загружая партию молочки в фуру.
Повезло, что температура стояла минусовая там, где машина следовала. А то не сносили бы головы...
В общем, ловушек, в которые можно попасть по чистой случайности, очень много. Но! Безусловно, есть и вещи, в которых полностью и безраздельно может быть виноват брокер:
  • Поменял описание в 31 графе;
  • Не сообщил о том, какие сертификаты и другие документы потребуются для оформления;
  • Неправильно рассчитал пошлины или стоимость доставки;
  • Пригнал машину с нетипичным товаром на неспециализированный пост (например, химию);
Или вообще смылся с вашими деньгами на остров Пасхи...

Ворсино 2.0: перемены все еще случаются к лучшему, господа!

Президент группы компаний
«КВТ Сервис»
042.jpg
Фото: investkaluga.com
В общем, дошла до моих ушей такая информация. Складодержатели в Ворсино озаботились недовольством клиентов и пошли, как настоящий нормальный бизнес, навстречу. Решив обеспечить годный сервис.
Для тех, кто не в курсе, напоминаю, в чем была загвоздка: склад не справлялся с потоком приходящих грузов, особенно если эти грузы выставлялись таможней на досмотр.
Досмотровая площадка банально не вмещала контейнеры и не поспевала за скоростью, с которой инспектора назначали меры минимизации рисков. Сроки выпуска не соблюдались, приходили отказы в выпуске, подавать декларацию приходилось заново, попутно оплачивая СВХ «парковку».
Говорят, теперь все будет иначе. И к тому уже есть предпосылки. Руководство склада закупило новое досмотровое оборудование (блестящих нулевых «кальмаров» сами видели там на днях), заасфальтировало старую контейнерную площадку и организовало еще две. И это не предел: в планах господ из Ворсино расширяться и дальше, поскольку объем железнодорожных перевозок, на радость, растет.
Похоже, в Ворсино перестали ценить только владельцев сетей и заводов, а обратили свой взор и на более мелкую рыбку.
Испортить малину может только таможня: если взбредет в голову какой-нибудь новый риск ввести и 100% досмотр на весь импорт, то сколько площади ни расширяй — все равно не угонишься за амбициями людей в форме.
Ведь мы уже слышали позицию таможни по подобному вопросу, когда ЦЭД МОТ открывался: «Не хватает площадей для размещения товаров, которым назначен досмотр? Ваши проблемы, нечего было столько объемов набирать»...

Срок службы истекает, контракт не продлен: как таможенник письмо президенту писал

Президент группы компаний
«КВТ Сервис»
143.jpg

Прочитала на днях обращение, подписанное заместителем начальника Санкт-Петербургской таможни и направленное в адрес президента РФ. И что-то взгрустнулось. В письме таможенник рассказывает о довольно плачевном состоянии дел в таможенной службе. А так как срок его службы истекает меньше, чем через месяц, и контракт не продлен, то, по словам автора письма, за карьеру ему уже не нужно беспокоиться.
В обращении поднимается проблема комплектации постов и таможен — в Санкт-Петербургской таможне в центре электронного декларирования должно быть 50 штатных единиц, а по факту заполнено лишь 38.
Ответственные должности подолгу не заполняются, при этом работа перекидывается на других сотрудников органов. Зато штат управлений непомерно раздут, и занимается он только тем, что передает информацию и отчеты из таможен в центральный аппарат Федеральной таможенной службы.
Зарплата федерального государственного гражданского служащего при максимально благоприятных условиях — 30 тысяч рублей. Но всегда найдется, за что взыскать и недодать. При этом управления к руководителям таможенных органов подходят с позиции:
«Отсутствие у вас дисциплинарных взысканий − не ваша заслуга, а наша недоработка».
Те же скромные и при этом недостижимые 30 тысяч получают специалисты информационно-технических служб. Удивительно ли, что сервера, системы сбоят с удручающей частотой?
Говорит представитель таможни и об весьма неоднозначных показателях эффективности: планы по заведенным делам об АП, уголовным делам с каждым годом увеличиваются. При этом объективно (благодаря взаимодействию ФТС и ФНС, другим факторам) рынок обеляется. То есть, число недобросовестных учВЭДов как минимум не растет, а как максимум — сокращается. Зато правонарушений почему-то должно быть больше.
И вот таможенники изощряются и выдумывают, как бы удовлетворить запросы больших начальников из региональных управлений и ФТС. Отсюда и смехотворные перевесы, и дела о недоплате в 5 евро...
«Все это негативно сказывается на престиже и авторитете таможенной службы как у самих таможенников, так и у участников внешнеэкономической деятельности», − заключает автор письма и предвещает скорый кризис ФТС, если перечисленные проблемы не будут решены.
Мне, конечно, все это в большей степени было известно и без опуса. Но когда о том же самом говорит человек из системы, становится по-человечески жалко тех адекватных служащих, что еще остаются в таможне.
А еще какое-то гнетущее чувство — больше остального в ощущении обреченности меня утверждает то, что по обыкновению обращение на имя президента переадресовано ведомству, про проблемы которого, собственно, и речь шла в письме.

Белорусская схема: дом на Рублевке вы не купите, а вот под подозрение налоговиков попадете

Президент группы компаний
«КВТ Сервис»
157.jpg
Фото: belsat.eu

Сегодня предлагаю обсудить и детально пройтись по одной из легендарных схем – «белорусской», которая плотно обросла мифами. Сразу разочарую тех, кто считает, будто оформление через Беларусь – золотая жила. И на экономии можно прикупить дом на Рублевке.
Уже все давно не то и не так, осталась лишь дымка былой славы, которая и продолжает порождать запрос на «белорусскую схему».
Масштабно вариаций «той самой» схемы импорта через Беларусь две:
  • Либо вы убиваете цену в инвойсе процентов так на 90%;
Вернее, убивают вам, потому как если вы российская компания, вам нужно найти добрых товарищей на той, белорусской стороне, которые привезут и растаможат ваш заказ на свою контору.
  • Либо вам рассчитывают ввозную пошлину не от 100% таможенной стоимости товара, а всего от 10%.
Скидочка для постоянных клиентов местного белорусского брокера.
И если раньше, еще года четыре назад, белорусская схема была в топе, то теперь все далеко не так красочно. Если мы говорим об убитой цене, то сейчас ФНС бдит за налогами, как цепной пес, и запрятать деньги в неведанные расходы сложнее.
Купили вы товар по 10 долларов за штуку, а продаете по $100. Феноменальная прибыль, успешное предприятие! Воинственная подозрительность ФНС неизбежна. Оно вам надо? Греха не оберешься.
Во втором случае, когда делают скидку на пошлину, экономическая выгода стала тоже не ахти какой. Если раньше комиссия компании-посредника составляла 3-5% (а при расчете налом и вовсе 1%), то теперь вознаграждение возросло до 12-18%. От выгоды остался пшик.
Есть у белорусской таможни свои плюсы – за маркировку меньше дергают, корректируют таможенную стоимость реже. Но это, на мой взгляд, скорее приятные мелочи, чем реальные причины уводить оформление в Республику Беларусь.
А ведь были, были времена, когда и для крупнейших проектов вроде «Зенит-Арены» товары ввозились при непосредственной помощи БТС. Эх, славные времена!

Чек-лист от КВТ: как отличить фейковый документ ФТС от оригинала

Президент группы компаний
«КВТ Сервис»
24.jpg

Электронный документооборот с таможенными органами, ФТС в Instagram, онлайн-сообщества по теме ВЭД – всё это немного нас расслабляет и либерализует отношение к «сливаемой» информации.
В сеть постоянно попадают внутренние приказы, решения ФТС. И чаще всего они по умолчанию считаются оригинальными − фотографии экрана, сканы в PDF.
Обычно, конечно, так и есть – люди делятся друг с другом важной информацией (как-то где-то добытой), которая влияет на дальнейшие решения участников ВЭД. Но иногда случаются неловкие ситуации, связанные с тем, что мы поверили в фейк. Так и произошло на этой неделе…
ВЭД-сообщество в профильных группах и чатах обсуждало приказ, касающийся протоколов испытаний продукции. Те, кто принял документ за чистую монету, успели выступить с «экспертным мнением» на довольно популярной блоговой платформе. А когда оказалось, что документ – подделка, блог быстро почистили.
Суть документа сводилась к тому, что при предоставлении в ФТС сертификатов соответствия, выданных на основании протоколов исследований и испытаний в других странах ЕАЭС, таможенные органы должны проводить таможенный контроль при обязательном предоставлении декларантами копий этих самых протоколов при нотариальном засвидетельствовании их подлинности.
Документ вышел почему-то за подписью Тимура Максимова, бывшего заместителя руководителя Федеральной таможенной службы России. А ведь Максимов уже полгода как трудится в Минэкономразвития и подписать такой документ 16 апреля никак не мог.
Документу также присущи и неточности в формулировках. Хотя обычно все такие моменты бывают выверены и аккуратно уложены, чтобы избежать двояких толкований. «Документы о соответствии техрегламентам никогда в ФТС не представлялись», − напоминали эксперты.
Глядя на эту ситуацию, мы подумали и решили, что неплохо бы, прежде чем кричать «волки», проверить - а не подделка ли перед вами? Предлагаем вот такой простой чек-лист:
1. Нужно проверить, чьим именем подписан документ. До сих пор ли это лицо занимает это место?
Стоит сверить подпись. Так, в случае с вышеуказанным документом про лаборатории одним из подтверждений фейковости была подпись: участники сообщества сверили образец подписи Максимова с другими документами, которые он подписывал на самом деле.
2. Точность формулировок. ФТС в этом плане не допускает небрежностей, фактических ошибок, не путает формулировки («ДТ» − таможенная декларация или все-таки декларация на товары?), не вносит сумятицу, описывая действующий порядок проведения процедур и т.п.
3. Можно позвонить в пресс-службу ФТС и пояснить, что вы хотите убедиться в подлинности документа. Необходимо назвать номер и узнать, есть ли у них такой в базе. Разумеется, содержания вам не раскроют, но хотя бы скажут, регистрировался документ с таким номером или нет.
4. А нет ли тут следов фотошопа?
Фейки преследуют какую-то цель.
Про данный конкретный случай с лабораториями есть мнение, что это попытка задушить лаборатории Армении и Киргизии, вот так припугнув участников ВЭД необходимостью нотариального заверения копий.
Поэтому выпуская опусы на основе таких вот странных документов, стоит подумать, а не оказываете ли вы кому-то бесценную услугу?

Постконтроль: как пережить переполох в курятнике

Президент группы компаний
«КВТ Сервис»
2933.jpg

Коллеги с Северо-Запада отмечают, что укрепляется тенденция переклассификации товаров таможней на этапе после выпуска. Все чаще такие жалобы попадают в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Действительно, акцент смещается на постконтроль, а потому неудивительно, что кого-то догоняют и начинают ощипывать перышки. Вопрос в том, как этот переполох в курятнике пережить?
Никакого сверхсекретного знания тут нет. Все как и всегда: при декларировании готовится исчерпывающая техническая документация, железобетонно подтверждающая заявленный код. Выбор толкового таможенного представителя — тоже залог крепкого сна и здоровых нервов.
Если таможня-таки решает переклассифицировать товар, то либо запрашивает у импортера документы, которыми сопровождалась поставка, либо просто выставляет требование о внесении изменений. В обеих ситуациях вы можете выйти победителем, если на этапе декларирования все было так, чтобы комар носа не подточил.
Если требование выставлено, но вы убеждены в своей правоте на все сто и готовы биться до конца, то дорога одна — в суд. Вероятность того, что сумеете отстоять свою позицию, высока!
Другое дело, если переклассификация проистекает из тренда «в бюджете мало денег». Тут уж ничего не поможет: ни жертвоприношение языческим богам, ни суперсила «КВТ».
Кстати, иногда себя ловлю на мысли — может, напрасно откровенничаю о своей работе? Рассказываю про найденные перевесы, отобранные пробы, перипетии в суде по классрешениям, стоимости, административным делам и прочей романтике быта таможенного представителя...
Потому что вот вы, например, выбираете, с кем таможить свою свежеприобретенную линию для розлива бутилированной воды и такие:
«Блин, что-то КВТ постоянно влипает в какие-то истории, поищем кого-нибудь более удачливого в делах таможенных»....
А потом себя убеждаю, что выполняю в некотором роде просветительскую функцию. Набравшись тут всей этой информации о том, как оно в реальности бывает, вы вряд ли соблазнитесь на обещания компаний, которых я зову балалаечниками.
Таких, которые обещают без сучка без задоринки, на любой таможне, выпуск за один день, дешевле, чем у конкурентов. Таких, которые:
«Нет, мы производственные линии не таможили, только корм для котов, но это ничего страшного, там все на таможне одинаково, главное — код! Деньги вот сюда переводите».
Это не значит, что проблемы в процессе таможенного оформления должны обязательно возникнуть. Просто лучше, если вы будете знать заранее, где именно могут возникнуть сложности и где постелить соломку.
И здорово, когда брокер на этом уже свою собаку съел и знает, как, в случае чего, груз вытаскивать и ситуацию разруливать. Разумеется, бывает и довольно часто, что все действительно проходит как по маслу. Но об этих случаях писать мне неприкольно, потому что тогда посты будут выглядеть так:
«Растаможил винтовой пресс для целлюлозы одним нашим заказчикам. Без корректировки стоимости, без досмотров. Все ок, теперь оформляю стоматологическое оборудование».
В общем, думаю, что доброе дело делаю. И спится спокойнее!

Маркировка товаров не решит вопрос прослеживаемости: это миф

Президент группы компаний
«КВТ Сервис»
225.jpg
Кадр из кинофильма «Фантастические твари и где они обитают»

Изобретательность государственных органов власти и приближенных к ним бизнесменов в умении делать деньги из воздуха (а вернее — выжимать их из других, не таких удачливых в связях предпринимателей) изумляет до глубины души.
Грядет грандиозный по своим масштабам проект маркировки тонн товаров − от обуви до покрышек. «Так страна раз и навсегда избавится от контрафакта», — уверяют нас. А избавлять ее будут структуры небезызвестного Алишера Усманова и Ростеха. Как маркировка решит вопрос прослеживаемости, да и, собственно, проблему серого импорта, неясно. Вообще.
Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), взявший на себя тяжелую ношу по маркировке, провел на прошлой неделе мероприятие, чтобы просветить общественность в актуальной теме.
С 1 марта вводится обязательная маркировка табачных изделий, с 1 июля − обуви. Сейчас подобное действует в отношении меховых изделий. Если хотите понять, насколько это бутафорская штука, то вот реальная история:
Реклама в инстаграме больно навязчивая. Поинтересовались, сколько стоит шубка? 57 тысяч рублей.
«А контрольные идентификационные знаки есть?», − спросили из профессионального любопытства.
«Надо — прицепим. Но тогда 70 тыс. рублей».
Вот примерно столько, говорят наши знакомые с предметом товарищи, стоит легализация пушного импорта через Казахстан.
Что же рассказали в ЦРПТ? Очевидцы рапортуют: с 1 июля движение обувных товаров без этикеток с DataMatrix будет запрещено. До ввоза в Россию эту маркировку на товар должны наносить либо производитель, либо импортер. Если речь идет об остатках на складах, то собственник товара. В Центре уверены: ничего сверхъестественного в том, чтобы замаркировать тысячи товаров, нет.
«А что тут, − говорят, − сложного? На 150 тысяч товаров коды эмитируются за пару часов, а потом просто бери да клей на коробки. К тому же вы сами можете решить, где это делать: на любом складе, СВХ или на производстве».
Изобретатели ноу-хау и представить себе не могут, насколько сложно и дорого без ошибок замаркировать тысячи коробок на складе.
«Внедрение маркировки необходимо как возможность физического контроля движения товаров», − заявил первый замруководителя ФТС Руслан Давыдов на Гайдаровском форуме.
Но из того, что сказали представители ЦРПТ, следует, что прослеживаемость с введением маркировки не появится как по волшебству. Ведь ни в универсальных передаточных документах, ни в накладных, ни в счетах-фактурах нет нужных для этого реквизитов, и ни у кого нет никакой информации о сроках готовности.
Так что прослеживаемость благодаря маркировке на данном этапе всего лишь красочный миф. Осмелимся предположить, что и по остальным товарам, которые хотят маркировать (а там еще и фотоаппаратура, и духи, и покрышки, и прочее), ситуация обстоит так же.
Кстати, в ЦРПТ отметили, что пока идет эксперимент, они все делают бесплатно, так что надо торопиться и заготовить коды на пару лет вперед. Поговаривают, что с 1 июля за эмиссию каждого кода будут брать 50 копеек.
Пока реальной пользы ни для одной из сторон − ни для потребителя, ни для импортера, ни даже для таможенных представителей − не видно. Зато можно представить, как озолотятся авторы предприятия. Одаренные бизнесмены, ничего не скажешь!

Каким должен быть Общественный совет при ФТС России

Президент группы компаний
«КВТ Сервис»
204.jpg

На прошлой неделе состоялось первое заседание обновленного Общественного совета при ФТС России. В целом его состав не претерпел кардинальных изменений, а председателем совета переизбран Леонид Лозбенко.
Состав совета, как, впрочем, и факт его существования, вызвал самые противоречивые эмоции и комментарии со стороны бизнес-сообщества. От нелестных характеристик — вплоть до «скажите им спасибо, что в нашей отрасли не стало хуже». Мы не возьмемся оценивать работу этой структуры, однако решились поделиться своим видением того, каким должен быть Общественный совет при ФТС в идеале.

Совет не должен быть вещью в себе

Если ОС призван доносить до руководства ФТС консолидированную информацию о проблемах участников ВЭД, то коммуникация с участниками ВЭД как минимум должна быть централизованная, организованная, систематизированная. Чтобы Совет не был вещью в себе. Страница в Facebook, горячая линия, форма обратной связи на сайте — все это должно работать.
Работа такого органа должна быть прозрачной. Даже если что-то не получилось сделать, не получилось изменить позицию ФТС по вопросу, не удалось решить проблему, общественности необходимо видеть, что работа хотя бы велась.
«Да, мы провели ряд встреч с руководством ФТС, донесли мысль о пагубности влияния на предпринимателей приказа № 280. Однако изменить ситуацию не удалось, таможенная служба не готова пойти на уступки в этом вопросе».
Если никакой информации нет, никаких вестей с полей на сайте не отображается, складывается отчетливое впечатление, что и заявленной работы не ведется.
Коли это совет, то есть некое объединение людей, то и работать он должен сообща. Деятельность ОС — это не заслуги и лавры отдельных его членов, выступающих на разных площадках в разных рабочих группах, а совместная работа с бизнесом и регуляторами, совместные встречи, посвященные конкретным вопросам. Выработка позиции, лоббирование интересов бизнеса (подчеркну, бизнеса, а не отдельно взятой компании) в Филях. Дружить с руководством ФТС — хорошо и замечательно, но раз уж речь о работе на пользу общественности, то и дружбу эту нужно применять с толком.

Обычные граждане тоже нуждаются в защите своих интересов

ОС при ФТС призван радеть не только за бизнес, но и за обычных граждан, частенько сталкивающихся с таможней. Уж они-то точно не объединяются в организации, гильдии и НП, чтобы отстоять свое право, скажем, по-прежнему делать покупки на 1000 евро в месяц в иностранном онлайне, не платя пошлину. Эту часть общественности вовсе оставили без голоса.
Итог вышесказанного банален и прост: Общественный совет должен работать. Большего от него не требуется. Но и меньшее вряд ли устроит общественность в будущем.

Пять фактов, почему наша таможня стала лучше

Президент группы компаний
«КВТ Сервис»
IMG_7354.JPG
Сегодня мы таможню будем, как ни удивительно, хвалить. Прогресс в стенах ФТС идет не так быстро, как хотелось бы бизнес-сообществу. Но еще лет пять назад у участников внешнеэкономической деятельности не было многих удобных инструментов, которые они имеют сегодня. И в преддверии Дня таможенника возьмем на себя смелость освежить память.

Во-первых, документооборот действительно стал полностью электронным

Сопроводительные документы, документы по допзапросам — все подгружается в единую систему электронным способом, так что наконец отпала необходимость пользоваться настоящей бумагой. Прогресс? Безусловно!

Во-вторых, появились Единый лицевой счет и Личный кабинет

В целом, это, конечно, большой шаг на пути к удобству и простоте взаимодействия с таможенными органами. Да, сейчас наблюдаются сложности у тех, кого ФТС перевела на ЕЛС в принудительном порядке: счета скачут, деньги то отображаются, то нет. Но понятно, что идет обкатка, и что со временем (надеемся, довольно скоро) ЕЛС все-таки доведут до ума.
Тем же, кто начал им пользоваться до принудительного перевода, удобства очевидны. Теперь все средства видны в одном месте, их легче контролировать, сроки возврата излишне уплаченных платежей ускорились. Однозначно, плюс в копилку ФТС.

В-третьих, Центры электронного декларирования подарили декларантам волшебную возможность удаленного выпуска

К сожалению, сейчас концепция претерпевает изменения, и пока неясно, ведут ли они к лучшему. Но когда стали появляться ЦЭДы с зоной покрытия «вся Россия», это действительно стало нонсенсом и свидетельством нового подхода к таможенному оформлению в России. Сейчас же эти волшебные ЦЭДы закрывают, открывают на их месте новые, с кучей условий, с кучей исключений и с ограничением по регионам оформления, что несколько расстраивает.

Невозможно оставить за кадром такие важные нововведения, как авторегистрация и автовыпуск деклараций

Да, ясно, что преимущественно эти приятные процедуры затрагивают экспорт и в малой доле покрывают безрисковый импорт, в том числе «зеленый коридор». Но, тем не менее, речь действительно идет о минутах, требуемых на регистрацию и выпуск деклараций.
В планах ФТС — увеличение числа автоматически регистрируемых и выпускаемых деклараций, а это очень обнадеживающий для всех участников ВЭД вектор.

Отдельным, заключительным пунктом отметим, что сроки совершения таможенных операций действительно сократились

Если раньше декларанты воспринимали «через два дня выпустим» как нормальное положение вещей, то уже сегодня они, скажем так, получили право закатывать истерики, если за четыре часа, отведенные Таможенным кодексом ЕАЭС, выпуска не происходит.
Разумеется, речь идет о «тепличных условиях»: когда все документы в порядке, инспектору не к чему придраться, меры минимизации рисков не сработали и т.д. Здорово? Здорово.
Пусть не все гладко, пусть на каждый из приведенных плюсов найдутся свои минусы, в общей массе они не перечеркнут наблюдающегося развития и упрощения работы с таможенными органами. Стоит помнить о том, что бизнес все-таки более подвижен и гибок, нежели государственные структуры. И он проще адаптируется к изменениям окружающего мира, нежели такие махины, как ФТС и другие органы исполнительной власти.

Если ты «юрик» − годен, «физик» − свободен

Президент группы компаний
«КВТ Сервис»
04222.jpg

«Мы не работаем с физическими лицами. Всего доброго», − устало произносит Лида в миллионный раз и кладет трубку. Работать с физиками — сплошной мазохизм, и я даже уверена, что такие любители острых ощущений есть на рынке. Но мы не из их числа: если ты «юрик» − годен, «физик» − свободен.
У последних никогда ничего не готово, нет никаких документов, зато есть бредовые идеи и мильен вопросов. И каждый день такие кадры десятками атакуют наш отдел продаж.
С юридическими лицами разговор строится куда более предметно — им не нужно разжевывать основы налогового законодательства, объяснять прописные истины.
«А я где-то слышал, что машину из США можно ввезти как запчасти. Вы же специалисты, сделайте?». «А я видела, в инстаграме БАДы из Италии продают. А я тоже их хочу там покупать, а здесь продавать, рассчитайте, сколько будет стоить». «Какие 1,5 млн за классрешение?! У меня на это 5 тысяч только есть!».
«Физик» − как маленький ребенок, свалившийся с луны. Берешь его за ручку и часами водишь по лабиринтам мира внешнеэкономической деятельности. Бьешься с ним, рассчитываешь доставку, пошлины, подготовку документов, чуть не ли бизнес-план для него готовишь, чтобы в конце услышать: «Ой, что-то дорого». И это 100% случаев, я не шучу.
Поэтому мы, наверно, поставим себе на телефон робота, который говорит: «Доброго денечка! Вы позвонили в „КВТ Сервис“. Если вы физическое лицо, то положите трубку немедленно и никогда больше сюда не звоните».

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования