А у нас в машине газ, а у вас: правительство мечтает пересадить логистов на газомоторные грузовики

2017-10-10 А у нас в машине газ, а у вас: правительство мечтает пересадить логистов на газомоторные грузовики
Фото: gazgroup

Переход на использование природного газа — выгодное решение, но при наличии сети газовых заправок

Сами грузоперевозчики вроде бы и не прочь, но есть несколько нюансов.

Российские чиновники подумывают подтолкнуть отечественных логистов перевести свои автопарки с транспортных средств, использующих бензин или солярку, на газомоторные авто. Дело уже дошло до того, что премьер-министр Дмитрий Медведев поручил министерствам и ведомствам проработать вопросы эксплуатации грузовиков на газу. Мы попросили логистов ответить на несколько простых вопросов:

Переход на использование газомоторных грузовиков — просто эксперимент или повсеместное будущее?

По словам директора по закупкам транспортных услуг FM Logistic Дмитрия Колотильщикова, в крупнейших мегаполисах мира прослеживается следующая тенденция: для доставок товаров в центр города используются экологически чистые виды транспортных средств — электрические и газомоторные машины. 

Что касается России: веяниям времени, в первую очередь, следуют в Москве — как чиновники, так и крупнейшие логистические операторы. Причем речь идет не только о замене традиционных грузовиков на экологически чистые виды транспортных средств. Меняются и подходы к грузовой логистике — логистические центры убираются из города в Подмосковье. 

«К тому же крупнейшие газодобывающие компании понимают, что развитие газомоторных машин — это ближайшее будущее и переходный период между машинами с текущими видами топлива и электрическими».

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Дмитрий Колотильщиков

Почему переход на природный газ пока утопия, нежели реальность?

Как считает генеральный директор «Авто-ПЭК» (автопарка транспортной компании «ПЭК») Дмитрий Иевлев, использование природного газа в качестве альтернативы автомобильного топлива на постоянной основе будет возможным при создании определенных условий. 

«Потребуется комплексное решение, которое объединит в себе возможность предоставления сервиса и техобслуживания, большой разветвленной сети газовых заправок по всей России и наличие конкретных предложений от производителей таких транспортных средств. Для этого, конечно, необходимы немалые инвестиции в бизнес».

Генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев

По мнению Иевлева, только при условии строительства такой сети технические средства с газобаллонным оборудованием будут пользоваться спросом в России. Пока же существуют только небольшие региональные сети.

«К сожалению, на данный момент мы видим острую нехватку автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций. Данный вид станций достаточно специфичен, и его стационарное расположение на своих территориях могут себе позволить только крупные автопредприятия с участием государственных инвестиций. 

По данным за первое полугодие 2017 года, в России насчитывается не более 300 АГНКС. В Московском регионе и то работает не более 8 АГНКС, и мы, как компания, использующая метан, ощущаем острую необходимость такого вида станций».

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Дмитрий Колотильщиков

Есть ли другие минусы у газомоторных грузовиков?

При переходе на газ основная выгода, помимо экологичности, заключается в более низкой стоимости топлива. Колотильщиков, к примеру, уверяет, что экономия за счет использования газа вместо бензина может достигать до 40%. Да и чиновники со своей стороны могли бы помочь прогрессивным перевозчикам.

«При условии возможного снижения налоговых нагрузок как на федеральном, так и на местном уровне, на предприятия, использующие экологически чистые виды топлива, непрямые затраты были бы еще ниже. А это может дать дополнительный импульс для развития данной области».

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Дмитрий Колотильщиков

Но, все же, помимо отсутствия развитой сети заправок, у газомоторных авто есть и другие минусы — их покупка и обслуживание обходятся намного дороже, чем при использовании транспортных средств, работающих на бензине или дизельном топливе.

Еще один нюанс — газомоторные грузовики обладают меньшей грузоподъемностью. Плюс для них нужно выстраивать маршруты, учитывающие наличие на трассе газовых заправок. 

«В этот список можно добавить риск поломки и дорогостоящего ремонта автомобиля в каком-нибудь отдаленном районе. Исходя из всего этого, сэкономить на метановом топливе пока не получается».

Генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев

Имеются и сложности при использовании газомоторных авто в зимнее время. Не стоит забывать о закрытых помещениях и подземных паркингах — в некоторых европейских странах строго запрещен въезд газомоторных грузовиков на данные объекты.

Допустим, сеть газовых заправок уже построена. Готовы ли автопроизводители обеспечить логистов газомоторными грузовиками?

«Переоборудовать на заправку газом можно любые транспортные средства. Бензиновые — проще, дизельные — сложнее. Ряд автосервисов с этой задачей могут справиться. Но все-таки всегда выгоднее приобретать такие автомобили готовыми. Просто потому, что так надежнее, да и действует гарантия завода-производителя».

Генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев

Впрочем, на сегодняшний день российским логистам практически не из чего выбирать. Рынок газомоторных моделей в стране не то чтобы совсем неразвит, но...

«Такие отечественные производители, как „КамАЗ“, „АвтоВАЗ“, „Группа ГАЗ“, только начинают предлагать модели для коммерческого использования. До определенного момента их основной фокус был направлен на спецтехнику и пассажирские перевозки. 

Иностранные производители, например, Iveco, Volvo, MAN, Scania, достаточно давно внедряли газомоторные машины в список продаваемой техники у себя на родине, но полномасштабный выход на российский рынок и спрос на такие автомобили мы видим только в последнее время».

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Дмитрий Колотильщиков

Что касается переоборудования бензинового автомобиля в газомоторный, то Колотильщиков солидарен со своим коллегой — дело это не простое и вызывающее ряд вопросов: что будет с гарантией автопроизводителя, кто будет нести ответственность за установку оборудования, сколько это будет стоить? 

«На все эти вопросы не всегда можно получить прозрачные и четкие ответы. Если компания только начинает развиваться в сфере коммерческих перевозок, используя только экологически чистые транспортные средства, то покупка такой техники сразу у производителя является более выгодным приобретением, чем переоборудование автомобилей, работающих на бензине и дизельном топливе. 

А вот у компаний, у которых уже сложился парк, вопрос о переоборудовании будет зависеть от конкретных целей и готовности идти на дополнительные, довольно существенные издержки».

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Дмитрий Колотильщиков

В качестве резюме

«Мы видим, что отечественные и зарубежные производители готовы представить рынку продукт с отличным качеством, но если не будет возможности пополнять запасы топлива, то спрос так и останется на малом уровне. 

При этом игроки рынка готовы переходить на экологически чистые виды транспортных средств и поддерживают в этом руководителей наших городов и регионов».

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Дмитрий Колотильщиков

«В некоторых регионах есть небольшие сети газовых заправок, и там мы наряду с другими транспортными средствами используем „Газели“ с битопливными двигателями.

В будущем планируем включить в парк компании „ПЭК“ несколько работающих на метане тягачей».

Генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования