Когда таможенники ошибаются: жалобы участников ВЭД помогли добиться правоты

2018-01-26 Когда таможенники ошибаются: жалобы участников ВЭД помогли добиться правоты
Фото: depositphotos.com
Срок рассмотрения таможенным органом обращения декларанта о внесении изменений в декларацию на товары не может превышать 30 календарных дней

CustomsForum.ru о том, как Федеральная таможенная служба вставала на сторону бизнеса, отменяя ранее принятые решения подчиненных таможенных органов.

На сайте Федеральной таможенной службы (раздел «Сведения о деятельности ФТС России») размещен обзор практики рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в области таможенного дела за 2017 год. Советуем и вам ознакомиться с ними, чтобы понять, в каких ситуациях бизнес может рассчитывать на помощь вышестоящего таможенного органа. Мы же рассмотрим три случая досудебного обжалования ранее принятых таможенниками решений.

Не более 30 дней на рассмотрение обращения

История началась с того, как декларант подал на таможенный пост декларации для помещения комплектующих для производства медицинского оборудования под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Поскольку у компании имелся выданный Минпромторгом РФ документ о подтверждении целевого назначения сырья и комплектующих изделий, декларант 31 января 2017 года подал в таможню заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

«Указанное заявление возвращено таможенным органом без рассмотрения, а также сообщено, что АО „М“ вправе обратиться на таможенный пост за внесением изменений в сведения, указанные в ДТ, а также повторно обратиться с заявлением о возврате денежных средств не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания».

ФТС России

3 марта с целью заявления льготы по уплате НДС компания подала на таможенный пост обращение о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары. И не получив в установленный срок информацию о результатах рассмотрения указанного обращения, обжаловало в ФТС России бездействие таможни.

В Федеральной таможенной службе напоминают, что рассмотрение таможенным органом обращения производится в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня регистрации обращения. 

«А по результатам рассмотрения либо отказать во внесении изменений в сведения, указанные в ДТ, либо при отсутствии оснований для отказа принять решение о внесении изменений и/или дополнений — путем регистрации КДТ с присвоением ей регистрационного номера и внесением соответствующих записей в ДТ и КДТ».

ФТС России

Когда декларант ошибся, а таможня не сообщила об этом

Индивидуальным предпринимателем при таможенном декларировании товаров в графе 33 ДТ был заявлен классификационный код товара 8453 20 000 0 по ТН ВЭД ЕАЭС. По результатам контроля правильности классификации товара таможенным органом принято решение о классификации товара иным кодом, нежели заявленном декларантом. В тот же день сотрудник таможенного поста принял решение об отказе в выпуске указанного товара.

В свою очередь, бизнесмен не согласился с данным решением и обратился с жалобой в региональное таможенное управление. И в ходе рассмотрения жалобы было установлено, что решение таможенного поста об отказе в выпуске товара является неправомерным.

Как оказалось, срок предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и выпуска указанного товара истекал 15 октября. При этом после принятия решения по классификации товара таможенники не установили иной срок для уплаты дополнительно начисленных таможенных пошлин.

«Пунктом 2 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза. За исключением случаев, если выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены».

ФТС России

Это положение плюс другие нормы таможенного законодательства ясно гласят: декларанту предоставлено право устранить выявленные таможенным органом нарушения до принятия решения об отказе.

«Иное понимание данной нормы фактически лишает декларанта возможности устранить допущенные нарушения. После принятия решения таможенному органу надлежало уведомить декларанта о выявленном нарушении и необходимости уплаты для выпуска товара дополнительно начисленных таможенных пошлин, налогов. И только в случае неуплаты указанных платежей таможенный орган мог принять решение об отказе в выпуске товара».

ФТС России

Если участник ВЭД решил вернуть излишне уплаченные/взысканные средства

Предыстория. Компания через Арбитражный суд Москвы добилась устраивающей ее корректировки таможенной стоимости товаров. И написала заявление в таможенный орган о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин.

И снова в таможне решили не идти навстречу бизнесу, а посчитали, что в комплекте документов к заявлению отсутствуют очень важные бумаги:

  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенная нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа (хотя к комплекту документов было приложено свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года);

  • документы, подтверждающие полномочия генерального директора компании в 2017 году (при этом был приложен приказ о вступлении в должность генерального директора).

Поэтому таможенники без рассмотрения вернули письмо заявителю. 

«Не согласившись с данным решением, ООО „Б“ подало жалобу в ФТС России. Согласно доводам жалобы решение таможни является неправомерным, а выводы таможенного органа, изложенные в нем, необоснованными, так как к заявлению были приложены все документы, необходимые для возврата излишне уплаченных таможенных платежей».

ФТС России

И в Федеральной таможенной службе решили, что жалоба подлежит удовлетворению, ведь к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин/налогов должны прилагаться следующие документы:

  • платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

  • документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

  • документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

  • документы, указанные в частях 4 — 7 статьи 122 Федерального закона о таможенном регулировании, — в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

  • документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

  • иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

Согласно вышеуказанной части 4 статьи 122 Федерального закона о таможенном регулировании, юридические лица с заявлением о возврате авансовых платежей предоставляют:

  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, засвидетельствованную в нотариальном порядке либо заверенную таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

  • копию свидетельства о государственной регистрации, засвидетельствованную в нотариальном порядке либо заверенную таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

  • образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, засвидетельствованный в нотариальном порядке либо заверенный таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;

  • копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые платежи, засвидетельствованную в нотариальном порядке либо заверенную таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

«Как следует из материалов жалобы, в перечне прилагаемых документов (нотариальные копии), содержащемся в заявлении ООО „Б“, поданном в таможню, указано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. В комплекте документов, поданных с данным заявлением, также имеется нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет общества в налоговом органе».

ФТС России

Поэтому довод таможни об отсутствии в представленном компанией комплекте документов нотариально заверенной копии свидетельства о постановке на учет, послуживший одним из оснований для принятия решения о возврате заявления без рассмотрения, не нашел своего подтверждения.

Плюс жалобщики указали на то, что к заявлению было приложено решение единственного участника о продлении срока полномочий генерального директора сроком на два года и приказ о продлении полномочий гендира на вышеуказанный срок. А на самом заявлении о возврате проставлена удостоверительная надпись нотариуса, которая фактически засвидетельствовала подлинность подписи генерального директора, его личность и полномочия.

«Таким образом, при подаче в таможню заявления ООО „Б“ о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств полномочия лица, подписавшего заявление, подтверждены».

ФТС России

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования