Весогабаритный контроль: система не создана, правила не соблюдаются, штрафы не взимаются
Счетная палата проверила, как в России взимаются платежи и штрафы за вред, нанесенный дорогам тяжеловесным транспортом, и пришла к выводу — система весового и габаритного контроля в России не создана, правила проезда транспорта массой более 18 т не соблюдаются. Как результат: только в 2018 году федеральный бюджет недополучил более 47 млрд рублей из-за невзимания штрафов по выявленным в автоматическом режиме нарушениям.
Для начала немного официальной статистики из отчета аудитора Счетной палаты РФ Андрея Батуркина. Вот так выглядит индикатор протяженности автомобильных дорог общего пользования согласно Транспортной стратегии РФ (тыс. км):
Автомобильные дороги/год | 2015 | 2018 | 2020 | 2024 |
Федерального значения | 53,2 | 54,8 | 57,1 | 62,3 |
Регионального или межмуниципального значения | 495,8 | 496,8 | 502,8 | 522,8 |
Местного значения | 730 | 735 | 740 | 745 |
Кто за что отвечает в части движения по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных ТС
Минтранс России устанавливает порядок:
Возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами;
Определения его размера;
Выдачи специальных разрешений;
Осуществления весового и габаритного контроля.
Ространснадзор (плюс госорганы субъектов РФ и органы местного самоуправления) отвечает за государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог.
Росавтодор (плюс госорганы субъектов РФ и органы местного самоуправления) определяет размера вреда, причиняемого автомобильным дорогам тяжеловесными транспортными средствами, выдает специальное разрешение.
В ходе коллегии Счетной палаты аудитор Андрей Батуркин озвучил следующие цифры: Минтранс оценивает ежегодный ущерб от проезда тяжеловесных транспортных средств в 2,56 трлн рублей. При этом объемы поступлений за пользование федеральными дорогами незначительные — с 2014 года в федеральный бюджет поступило чуть более 7 млрд рублей.
«В 2018 году при объеме ассигнований Федерального дорожного фонда 709,5 млрд рублей, поступление платы в счет возмещения вреда в его общем объеме составило всего 0,13% (893,1 млн рублей), штрафов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов — 0,05% (380,8 млн рублей)».
Один работающий и соответствующий всем требованиям пункт весогабаритного контроля приходится на 1300 с лишним км
В качестве причин сложившегося положения дел в СП назвали следующие:
- Несовершенство нормативно-правовой базы;
В Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом прописаны как тарифы на возмещение ущерба, так и система понижающих коэффициентов. Дисконт порой многократно снижает плату, которую должен вносить грузоперевозчик.
«При этом финансово-экономическое обоснование при утверждении соответствующего постановления правительства РФ не было представлено. И почему выбраны именно такие коэффициенты уменьшения вреда, в том числе более чем в 60 раз от базовой ставки, — этому объяснения нет».
- Недостаточный надзор за дорожными тяжеловесами из-за дефицита автоматических и стационарных пунктов весогабаритного контроля.
Из предусмотренных Транспортной стратегией до 2018 года 387 автоматических пунктов контроля в срок (до IV квартала 2019 года) построен только 31. В итоге мероприятие по созданию пунктов контроля перекочевало в паспорт федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» госпрограммы «Развитие транспортной системы». И новый срок реализации — 31 декабря 2023 года.
«Из 31 построенного автоматического пункта весогабаритного контроля семь работают в тестовом режиме, а остальные между собой информационно не взаимодействуют. Из 66 стационарных пунктов весогабаритного контроля 36% не соответствуют установленным требованиям и находятся в ненадлежащем состоянии».
Пункты весогабаритного контроля отсутствуют на федеральных дорогах, проходящих по территориям 35 субъектов РФ. А там, где они есть, расположение ПВГК порой имеет варианты объезда.
«Таким образом, фактически один работающий и соответствующий всем требованиям пункт весогабаритного контроля приходится на 1300 с лишним километров дорог федерального значения».
В 30% случаев процесс выдачи разрешений затягивается
В Счетной палате резюмируют: как следствие, ведется недостаточный контроль за грузоперевозчиками, которые решили выйти в рейс с перевесом или без специального разрешения на руках, выдаваемого подведомственными Росавтодору казенными учреждениями.
«Процедура должна занимать 15 рабочих дней. Однако проверка показала, что в 30% случаев процесс затягивается».
15 дней складываются из:
4 рабочих дней на установление пути следования;
4 рабочих дней на согласование маршрута следования;
3 рабочих дней на оформление специального разрешения;
4 рабочих дней на согласование с ГИБДД МВД РФ.
Общее количество выдаваемых специальных разрешений — более 300 тысяч ежегодно.
Предоставление государственной услуги по выдаче специальных разрешений (ед.)
Срок выдачи/год | 2017 | 2018 | 2019 |
До 11 дней | 145 465 | 149 769 | 148 864 |
12-15 дней | 94 562 | 70 608 | 78 519 |
Свыше 16 дней | 97 470 | 103 883 | 101 476 |
«Основными причинами несоблюдения сроков явилось длительное согласование маршрута владельцами автомобильных дорог и подготовка проектов организации движения».
В большинстве случаев дольше всего приходится ждать грузоперевозчикам, чей маршрут проходит через территории нескольких регионов. Поскольку им дополнительно нужно получить согласие от владельцев всех дорог по маршруту.
«Учитывая, что информационное взаимодействие между Росавтодором и регионами построено крайне слабо, со многими приходится общаться по старинке, включая даже и бумажный документооборот. Сама процедура выдачи спецразрешений крайне забюрократизирована, нет возможности получить ее в электронном виде. Эту проблему отмечает и бизнес-сообщество: РСПП, Деловая Россия и другие организации, в тесном сотрудничестве с которыми мы вели проверку. Это одна из причин, по которой грузоперевозчики зачастую вынуждены ехать, не дожидаясь разрешения, на авось, нарушая установленный порядок».
Выдача специальных разрешений на международные перевозки (ед.)
В 2019 году выдано 10,5 тыс. специальных разрешений на международные перевозки — меньше чем в 2017 году на 40 %.
Срок выдачи/год | 2017 | 2018 | 2019 |
До 11 дней | 9 011 | 7 044 | 2 625 |
12-15 дней | 5 778 | 3 634 | 3 199 |
Свыше 16 дней | 2 862 | 2 537 | 4 735 |
Здесь основными причинами несоблюдения сроков явились также длительное согласование маршрута владельцами автомобильных дорог, подготовка проектов организации движения, а также неполадки программного обеспечения в 2019 году.
Максимальный срок выдачи разрешения — 112 дней!
Выборочной проверкой СП установлен максимальный срок выдачи специальных разрешений в 112 дней.
«Перевозчик заблаговременно до начала поездок обращается с заявлением о получении специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, но вносит плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, непосредственно перед началом поездок.
Согласование маршрута владельцами автомобильных дорог осуществлялось только после подтверждения факта оплаты возмещения вреда, а не в течение четырех рабочих дней с даты поступления запроса».
Нарушение установленного срока фактически в 50% случаев вызвано поздней оплатой заявителем счетов на возмещение вреда.
«Например, счет выставлен 23 мая 2018 года, а оплачен заявителем 18 июня 2018 года; счет выставлен 9 июня 2018 года, а оплачен 3 июля 2018 года».
Даже устранение проблем не гарантирует адекватных поступлений в фонд ремонта и строительства автодорог
Как отметили в Счетной палате, дело заключается в том, что Росавтодор и Ространснадзор рассчитывают размер платы только по подконтрольному участку автомобильной дороги. То есть, плата не начисляется на пройденный до этого участка или после него путь.
«Из Красноярска шла фура до Минеральных вод, общий маршрут был 3 800 км. Ространснадзор остановил фуру, так как у водителя не было надлежащих документов, по которым можно было бы сделать вывод, откуда едет груз. В итоге плата была начислена всего лишь за 46 км пути, то есть только по тому участку, по которому ответственность несла транспортная инспекция. В результате плата составила 2,1 тыс. рублей вместо потенциальных 176 тысяч».
Также аудитор отметил, что функцию по взиманию с тяжеловесов средств в счет ремонта автодорог дублирует система «Платон». По мнению Счетной палаты, необходимо обеспечить доступ к этой системе Росавтодору и Ространснадзору.
Выводы Счетной палаты
Не создана система весового и габаритного контроля, хотя это было предусмотрено Транспортной стратегией РФ еще в одах.
Установленные правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов не соблюдаются пользователями дорог.
Отсутствует информационное взаимодействие между участниками весогабаритного контроля (Ространсназор, Росавтодор, система взимания платы «Платон», уполномоченные органы субъектов РФ).
На территории 15 субъектов Российской Федерации не осуществляется весогабаритный контроль в результате отсутствия ПВГК.
ФТС России предлагают сделать главным администратором сбора за проезд иностранных транспортных средств
В Счетной палате собираются направить информационное письмо в правительство РФ — чтобы кабмин поручил Минтрансу, в частности, осуществить переход на электронное специальное разрешение, ввести межведомственное электронное взаимодействие между собственниками автомобильных дорог. А Минфину предлагается наделить ФТС России полномочиями главного администратора сбора за проезд иностранных транспортных средств по дорогам РФ.
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
- Особенности ввоза/вывоза отдельных видов товаров
«КВТ Сервис»