На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 17.02.2019 Курсы валют ЦБ РФ
Стратегический партнер проекта
Виталий Сурвилло Виталий Сурвилло
Вице-президент «Деловой России»

Год после вступления ТК ЕАЭС в силу: предложения бизнеса по-прежнему остаются актуальными

2019-02-08 Год после вступления ТК ЕАЭС в силу: предложения бизнеса по-прежнему остаются актуальными
08.02.2019 16:30 0 Архив |
Год после вступления ТК ЕАЭС в силу: предложения бизнеса по-прежнему остаются актуальными
Фото: Павел Косолапов, CustomsForum.ru
Если не решать вопросы, озвученные бизнесом, то вряд ли таможенное администрирование в ЕАЭС станет лучше

Уведомительный характер таможенного декларирования, отказ от взимания косвенных налогов при декларировании, однократная синхронная проверка всеми контролирующими органами - эти и другие здравые предложения бизнеса признаны нецелесообразными при разработке Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, но остаются актуальными и по сей день.

При разработке нового таможенного законодательства целый ряд вопросов законодатели вообще не стали рассматривать, отложив их в сторону по причине «нецелесообразности». А ведь бизнес предлагал такую идею: таможенное декларирование должно носить исключительно уведомительный характер. За исключением товаров, ввоз которых представляет угрозу либо национальным интересам, либо здоровью граждан.

Не рассматривался вопрос разрешения контрольных мероприятий — осмотр/досмотр — только на этапе после выпуска. Чтобы до выпуска проводился лишь документарный контроль.

Не прошел вариант с отказом от взимания косвенных платежей. Для Российской Федерации очень болезненная тема. Мне кажется, 50% вопросов, связанных со спорами насчет таможенной стоимости, вызваны необходимостью платить большую сумму НДС. То есть, дело даже не в таможенной пошлине.

Не обсуждался вопрос переноса контроля за соблюдением технического регулирования на этап после выпуска. Более того, все таможенные службы пяти государств — участников ЕАЭС заявили категорично: нормы технического регулирования должны проверяться и контролироваться во время, как минимум, декларирования товаров.

Пока не удалось продвинуть тему наднациональной системы управлениями рисками. С одной стороны, есть разумные объяснения — в каждой стране могут быть свои риски. Но, с другой, общие принципы должны найти отображение в законодательстве ЕАЭС. И должны быть публичными! В частности, стоимостные индикаторы.

До сих пор нигде не предусмотрено такое правило: любые контрольные мероприятия должны быть однократными и синхронными. И если проверяет Россельхознадзор или Роспотребнадзор, то эта должна быть единственная проверка, в ходе которой должны присутствовать и таможенники, и другие контролирующие органы. Но чтобы после этого бизнес больше не трогали.

Не решая вопросы, мы вряд ли сможем далеко продвинуться в деле совершенствования таможенного администрирования

Прошел год работы в рамках нового Таможенного кодекса. Выводы следующие: ни один из вышеперечисленных пунктов не утратил своей актуальности. Эти все вопросы, озвученные бизнесом, по-прежнему ставятся перед законодателями. И не решая их, мы вряд ли сможем далеко продвинуться в деле совершенствования таможенного администрирования.

Более того, неурегулированность некоторых из этих пунктов периодически вызывала кризисы. Как летом, когда было обострение, связанное с вопросами маркировки. Срочно понадобились два письма от ФТС — как разрулить ситуацию. Но два письма — не та законодательная основа, которая позволяет точно и уверенно смотреть в будущее в этих вопросах.

Из-за того, что проблемы не решены, появились новые тенденции, которые довольны опасны и, на мой взгляд, связаны с тем, что концептуальные предложения бизнеса не были приняты. 

Например, в Российской Федерации идет категорирование всех участников ВЭД по трем категориям: низкого, среднего и высокого уровня риска. Выяснилось, что у тех компаний, которые отнесены к низкой категории риска, самый высокий процент выхода за индикаторы стоимости — свыше 50%. Практически уверен, что Федеральная таможенная служба в ближайшее время перенастроит генератор случайных чисел, и проверки среди участников ВЭД с низкой степенью риска будут проводиться значительно чаще.

Мы очень сильно отстаем в технологическом плане

Хотя Федеральная таможенная служба — лучшая среди всех остальных таможенных служб в плане использования цифровых технологий, но налицо дикое отставание в технологическом плане по сравнению с тем, что происходит в других странах. Через два — три года это превратится в очень большую проблему.

Какие задачи бизнес ставит перед законодателями

Все четыре бизнес-сообщества — Торгово-Промышленная палата, «Опора России», «Деловая Россия» и РСПП — исходят из того, что таможенное администрирование должно быть максимально простым и комфортным. При этом должен быть жесткий, сплошной аналитический контроль, который не будет обременять положение бизнеса.

Декларирование должно носить уведомительный характер

Участник ВЭД говорит: «я провожу то-то, то-то и то-то». Контроль при этом должен проводиться — до декларирования (на этапе анализа предварительной информации) или в рамках постконтроля.

О транзите

Транзит, особенно если речь идет о грузоперевозках не между странами ЕАЭС, а через территорию Союза, должен быть беспрепятственным. За исключением случаев, когда есть информация о провозе запрещенных товаров.

В век современных технологий, когда со спутников можно найти спичечный коробок, выпавший из кармана, совершенно немыслимо и неуместно требование с обеспечением. Оно существует при транзите, при несогласии и оспаривании таможенной стоимости. И это рудимент прошлого, кредитование бизнесом бюджета государства.

О СВХ

Не должно существовать складов временного хранения. Таможенное оформление и декларирование должно происходить без завоза и хранения товаров на СВХ.

О бумагах и печатях

Нужно на законодательном уровне исключать использование документов на бумаге и печатей. Существующая практика оформления товаров, которые контролируют несколько ведомств: при фитосанитарном, ветеринарном контроле требуются бумаги, таможня ставит штамп «выпуск разрешен».

О блокчейне

Необходимо использовать технологии блокчейна, когда информация о любой сделке одновременно фиксируется в самых различных реестрах — в Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе, каких-то статистических органах, Роспотребнадзоре и так далее.

О внутренней отчетности компаний

Обязательно нужно внедрять документарный контроль с возможностью онлайн-подключения контролирующих органов к управленческой отчетности компаний. Мы выступаем за добровольный переход к такому новшеству. И Федеральная таможенная служба в этом году собирается с несколькими компаниями провести эксперимент и осуществлять исключительно документарный контроль за счет онлайн-подключения к управленческой отчетности импортеров.

О категорировании товарных партий

Поддерживаем стремление Федеральной таможенной службы уйти от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий: когда товарная партия приходит в таможню назначения и вызывает некие сомнения в отношении правильности документа соответствия, указания веса и т. д. Это не повод чтобы не выпускать товар. Он выпускается, но помещается при этом в категорию высокого риска. На нем ставится отдельная метка. И об этом сообщается во все органы внутреннего контроля, которые отвечают за выпуск товаров в продажу.

Происходит более пристальный контроль за товарной партией на этапе после выпуска таможней до выпуска в коммерческий оборот. Таким образом, будет разгружено таможенное оформление. А той же оценкой соответствия займутся те органы, которые более разбираются в этом вопросе.

О цифровизации ВЭД

Согласны с таможней по вопросам необходимости цифровизации существующих инструментов контроля. Вы все знаете про появление умных пломб, про отслеживание маршрутов, трансфертного ценообразования и перепродажи грузов юридическими лицами. При цифровизации контроля станет возможной реализация второго пункта — ввод уведомительного характера таможенного декларирования.

В качестве эпилога

Таможенные органы в своей работе должны исходить из презумпции добросовестности участников ВЭД. Чтобы каждый таможенник просыпался с мыслью: что я хорошего сделал сегодня для бизнеса?

Потому что когда таможня рапортует о том, что она перевела шесть триллионов в бюджет, и гордится этим... Надо помнить — это деньги не таможни. Это деньги бизнеса. И чем лучше будут холить и лелеять бизнес, чем комфортнее станет прохождение границы при необременительном сплошном контроле, тем больше денег участники ВЭД перечислят в бюджет.

От редакции

Мнение подготовлено на основе выступления таможенного омбудсмена, вице-президента «Деловой России» Виталия Сурвилло в ходе ежегодной конференции «Таможня для бизнеса. Итоги 2018 года», организованной Event-Агентством «Событие» при поддержке Евразийской экономической комиссии.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Онлайн-оплата таможенных пошлин и платежей таможенной картой

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24/7. Получите таможенную карту в вашем банке.