Джамал Давиташвили
Руководитель Департамента таможенного оформления ГК V.I.G.Trans

О видах корректировки таможенной стоимости и о том, как ее избежать

2017-06-19 О видах корректировки таможенной стоимости и о том, как ее избежать
Фото: depositphotos.com

Если импортеру не удастся представить в таможню стандартный пакет документов, то он может не рассчитывать на доказательство заявленной таможенной стоимости

Для таможенных органов корректировка таможенной стоимости (КТС) — метод сбора дополнительных таможенных платежей, который применяется при контроле таможенной стоимости ввозимых товаров, для бизнеса — один из дополнительных видов расходов.

В современной российской практике таможенного оформления существует два варианта корректировки таможенной стоимости:

первый — когда на код товара распространяется действие стоимостного профиля риска,

второй — решение принимает таможенный орган по результатам анализа базы оформленных таможенных деклараций (ДТ).

Более подробно предлагаем рассмотреть первую, наиболее распространенную причину КТС. По сути механизм корректировки таможенной стоимости идентичный в обоих случаях.

Если импортер не может представить в таможню стандартный пакет документов

Например, ввозим в Россию продукцию, на которую действует профиль риска (ПР). Другими словами, установлен контрольный уровень таможенной стоимости в долларах за 1 килограмм. Заявленная импортером таможенная стоимость товара ниже данного ПР. В таком случае таможня в обязательном порядке потребует предоставить:

  • договор поставки, как правило, с производителем продукции;

  • экспортную декларацию страны-производителя;

  • документы, подтверждающие предоплату за товар;

  • прайс-лист продавца на товары;

  • ценовую информацию о товаре на рынке РФ;

  • бухгалтерские документы о реализации товара.

Это базовые документы, которые таможня, как правило, запрашивает у импортера в случае решения вопроса о КТС с возможностью дальнейшего подтверждения заявленной таможенной стоимости (условная корректировка таможенной стоимости). При этом вносится обеспечение уплаты таможенных платежей, которое и называют КТС.

Если данного комплекта импортер представить не может, тогда рассчитывать на доказательство заявленной таможенной стоимости не получится (окончательная корректировка таможенной стоимости).

Иногда возникает также вопрос о предоставлении бухгалтерских документов о реализации товара. Однако если товар ввозится впервые, компания предоставить такие документы не сможет. Но выход все же есть: бухгалтерия может показать реализацию «товар в пути». То есть, товар был продан до того, как его привезли в Россию. В этом случае должен существовать подписанный договор с покупателем и все необходимые бухгалтерские документы. Таким образом, даже на этапе первой поставки доказать таможенную стоимость можно, предоставив весь необходимый пакет документов.

В случае условной корректировки таможенной стоимости после проверки предоставленных документов таможенными органами выносится окончательное решение о таможенной стоимости товаров с указанием оснований для этого решения. Либо таможенные органы подтверждают заявленную таможенную стоимость и возвращают обеспечение, либо не подтверждают и списывают внесенное обеспечение в федеральный бюджет.

Таможня таможне рознь

Практика таможенного оформления и специфика КТС в зависимости от региона России различна. Какова ситуация на различных постах?

Некоторые таможни, к примеру, корректируют все товары до уровня профиля риска — с возможностью впоследствии доказать таможенную стоимость. При этом корректируется каждая поставка — независимо от того, доказывалась ли таможенная стоимость при прошлых поставках. В этих таможнях возможность не корректировать повторные поставки практически отсутствует.

На других таможнях с 2017 года участникам ВЭД разрешили не подвергаться корректировке таможенной стоимости и ввозить товар ниже риска: если товар импортируется повторно и уже подвергался условной КТС, а стоимость была подтверждена таможней.

Некоторые таможни при ввозе товара ниже риска категорически не хотят «связываться» с условными корректировками таможенной стоимости. А если и делают это, то выставляют расчет денежного обеспечения значительно выше риска — настолько выше, чтобы импортеру было невыгодно «морозить» большую сумму денег на длительный срок.

Распространена практика, когда таможенный пост предлагает корректироваться до риска, но окончательно. То есть, без возможности доказать таможенную стоимость после выпуска товара. При этом декларант обязан письменно согласиться с КТС. В этом случае размер КТС ниже, чем при условной КТС. Иногда такое предложение для импортера выгодно в сравнении с простоями транспорта и размером обеспечения в случае условной корректировки таможенной стоимости.

Как мы видим, подход сотрудников таможни к вопросу КТС везде разный. Иногда и в рамках одной таможни может быть различный подход к принятию таможенной стоимости таможенными постами.

Почему ЦЭДы лучше обычных таможенных постов

На основе своего опыта мы рекомендуем использовать Центры электронного декларирования (ЦЭД). Основная их функция — реализация схемы удаленного декларирования товаров. Это позволяет вывести таможенное оформление на новый уровень, ускорить и оптимизировать процесс.

Даже в случае, если ваш груз физически находится на таможенном посту в Новороссийске, вы можете подать декларацию на таможенный пост ЦЭД, находящийся, например, в другом регионе, и с большей вероятностью избежать КТС.

При этом хочу заметить, что данная процедура находится в правовом поле — важно представить хорошую доказательную документальную базу о заявленной таможенной стоимости товаров.

Хотелось бы напомнить еще об одном очень важном для импортеров аспекте — существует постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 12.05.16 г. о необходимости рассмотрения принятия таможенной стоимости таможенными органами в досудебном порядке.

Это означает, что если раньше таможня выносила решение об окончательной корректировке таможенной стоимости в одностороннем порядке, то теперь таможенные органы должны сначала уведомить импортера о замечаниях к документам и возможной корректировке таможенной стоимости, дать ему возможность дослать недостающие документы и доказать таможенную стоимость.

И только в случае непредоставления всего комплекта верно оформленных документов участником ВЭД или при согласии с корректировкой таможенной стоимости таможня выносит окончательное решение. Но опять же данная процедура исполняется не всеми таможенными органами.

В заключение хочу рекомендовать участникам ВЭД шире анализировать рынок предоставляемых услуг по таможенному оформлению и находить варианты доказательства своей таможенной стоимости. Местами таможенного оформления могут быть таможенные органы, расположенные по маршруту следования транспортных средств, на границе, внутри страны, а также таможенные посты ЦЭД.

Справка CF

Группа компаний v. I. G. Trans — это логистический оператор и таможенный брокер, работающий только с юридическими лицами и предлагающий полный комплекс услуг по организации внешнеэкономической деятельности.

Сегодня v. I. G. Trans имеет сеть официальных представительств, охватывающих все индустриально развитые регионы России (Центральный, Северо-Западный, Южный, Сибирь, Дальний Восток) и позволяющих, выбирая оптимальные логистические маршруты, оказывать услуги по таможенному оформлению грузов в регионе деятельности любого таможенного органа.

В 2016 году компания стала аккредитованным Органом по сертификации, что позволяет оказывать клиентам комплекс услуг и по сертификации продукции.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования