Анна Горнова
Руководитель проекта «Морские порты Информ-24»

Один из основных элементов экобезопасности - эффективная организация лоцманского обслуживания

2017-09-18 Один из основных элементов экобезопасности - эффективная организация лоцманского обслуживания
Фото: depositphotos.com

Из-за удаленности, экстремальных температур и льдов спасательные операции и очистка акваторий в Арктике сложны и высокозатратны

Об основных экологических трендах современного судоходства в северных акваториях и ожидаемой сертификации лоцманских организаций.

19 сентября в Санкт-Петербурге в рамках деловой программы выставки «НЕВА-2017» состоится заседание Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике. Пятое заседание Совета посвящено вопросам обеспечения экологической безопасности в Арктике. Одной из тем обсуждения станет экология судоходства в акватории Северного морского пути.

Масштабные планы по развитию СМП и освоению Арктики неизбежно ведут к увеличению объемов промышленного строительства в арктических зонах, в портах, увеличению интенсивности судоходства. В этих условиях на первый план выходит вопрос экологии.

Одним из основных элементов экологической безопасности является эффективная организация лоцманского обслуживания на трассе и в портах Севморпути. Лоцманская проводка судов осуществляется с целью обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды. Результатом работы лоцманских служб является отсутствие аварий и оперативность в рамках обеспечения технологического процесса отгрузки тоннажа в портах.

В суровых арктических акваториях работают ледовые лоцманы. Практика показывает, что суда, следующие на трассу СМП нуждаются в квалифицированной помощи опытного ледового советника вне зависимости от того, следует судно в караване за ледоколом или находится на участках с разрешенным самостоятельным плаванием.

Компании – судовладельцы, строя суда с высокими ледовыми усилениями, рассчитывают на их эффективную эксплуатацию. Но в неумелых руках дорогостоящая техника превращается в источник повышенной опасности для Арктического региона. Подготовка кадров в данном случае имеет определяющее значение. Наличие лоцманов, надлежащей квалификации и соответствующего уровня подготовки на судах различного тоннажа минимизирует риск ледовых повреждений и аварий.

Международная конкуренция высоких экологических стандартов и построенный в соответствии с ними дорогостоящий флот в будущем приведут к сертификации лоцманских организаций в соответствии с разработанными национальными стандартами.

России предстоит сформировать единый подход к обеспечению СМП своими линейными ледовыми лоцманами в части совершенствования системы их подготовки, аттестации, дипломирования и сертификации, а также установить районы обязательной и необязательной лоцманской проводки в арктических морях и портах РФ. На данном направлении есть потенциал развития.

В Арктике потребуется защита от дрейфующего льда возведенных в море сооружений

Формирование на СМП самоокупаемой арктической транспортной системы, обеспечивающей непрерывный безопасный процесс транзита и обработки тоннажа, приносящей доход государству, – задача предстоящих лет. Проход судов по СМП и их работу в исключительной экономической зоне России необходимо взять под жесткий контроль. Преференции могут быть рассмотрены в отношении прибрежных стран Северного Ледовитого океана, которые будут обеспечивать экологический мониторинг климатических изменений, важный для всего человечества.

Суровые условия арктического плавания и объемы запланированных танкерных перевозок по СМП обязывают акцентировать внимание на конструкционных и технических особенностях эксплуатируемых специализированных нефтеналивных судов, которые позволят предотвратить либо минимизировать потенциальные разливы нефти и нефтепродуктов при возникновении аварийных ситуаций.

При этом отдельной задачей является создание эффективной системы аварийно-спасательного обеспечения. Из-за удаленности районов, экстремальных температурных режимов и льдов спасательные операции и очистка акваторий сложны и высокозатратны. С продолжением потепления в Арктике потребуется защита возведенных в море сооружений от дрейфующего льда.

Еще одним экологическим трендом является сокращение выбросов с судов. 8 сентября 2017 года вступила в силу Международная конвенция по балластным водам. С 1 января 2015 года на Балтийском и Северном морях, в районах побережья Канады и США, в том числе, северного побережья Мексиканского залива вступили в силу ограничения по содержанию серы в судовом топливе – не более 0,1% по массе в любом жидком топливе.

В перспективе эту планку предполагается снизить до 0,5%. Введены в действие ограничения по оксидам азота для всех судов, заложенных после 1 января 2016 года, работающих в зонах контроля выбросов оксидов азота – в территориальном море в районе Карибского бассейна США и у побережья Канады. C 2021 года районами ограничения по выбросам оксидов азота объявлены Балтика и Северное море. В дальнейшем перечень зон контроля по выбросам будет расширяться.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования