Алексей Мисаилов
Руководитель направления Global Supply Chain компании FM Logistic

Российская таможня: «навстречу бизнесу» или все же фискальный орган?

2017-11-17 Российская таможня: «навстречу бизнесу» или все же фискальный орган?
Фото: Павел Косолапов,
Стенд ФТС России демонстрирует технологии в рамках XVIII Международной выставки «Таможенная служба — 2017»
О том, помогает ли бизнесу или мешает российская таможня, об итогах внешнеэкономической деятельности, экспортных рекордах и таможенном администрировании.

За 2016 год внешнеторговый оборот составил 471,2 млрд долларов. Доля лекарственных средств — всего лишь 5 миллиардов долларов. При этом на Германию и Францию пришлись наибольшие объемы импорта (22% и 10% — здесь и далее прим. редакции). Все больше поставщиков из этих двух стран появляется на российском рынке.

Причем внешнеторговый оборот 2016 года меньше, чем в 2015 году на 11,2%. Не секрет — на эти данные повлияли девальвация рубля, падение стоимости нефти и, как результат, низкая покупательная способность Российской Федерации.

Однако на этом фоне резко выделяются некоторые экспортные рекорды. Но если можно констатировать некоторые количественные рекорды при экспорте нефти (+6,6% — до 236,2 млн тонн), то в денежном выражении экспорт нефти на самом деле сократился (на 17,7% — до 73,67 млрд долларов).

Если говорить о факторах, повлиявших на увеличение объемов экспорта, то это опять же девальвация рубля и низкая себестоимость производства. Отрасли, за счет которых происходит рост, — сельское хозяйство, промышленность и, как ни странно, автопром, в котором снизилась доля импортных деталей.

Фискальная функция таможни не исчезнет

У бизнеса при этом возникают вопросы: что такое таможня? Собирательный или фискальный орган? Помогает ли она или мешает? Попробуем с вами в этом разобраться.

За последний год Федеральная таможенная служба собрала более четырех триллионов рублей и констатировала, что план выполнен. Но если сравнивать с показателями 2014 года, то собранная сумма практически в два раза меньше (7,1 трлн рублей) и сопоставима с бюджетом и ВВП некоторых африканских стран.

При этой собираемости по сравнению с 2015 годом было выставлено в два раза больше штрафов — на сумму свыше четырех миллиардов рублей. Было возбуждено более 80 тысяч дел об административных правонарушениях. Свыше 600 уголовных дел возбуждено в связи с нарушениями, допущенными в области внешнеэкономической деятельности.

Еще две цифры: практически в 95% случаев судами приняты решения об оспариваемой корректировке таможенной стоимости в пользу таможенных органов. Федеральная таможенная служба все меньше и меньше денег возвращает участникам ВЭД в рамках дополнительных проверок таможенной стоимости (0,04% от общего объема платежей, взысканных таможенными органами).

О чем это говорит? Фискальная функция таможни сохраняется, продолжается и будет продолжаться. Особенно в рамках снижения внутреннего спроса и нестабильной ситуации на внешнем рынке.

О постконтроле

Если раньше камеральные проверки и запрос сведений после выпуска таможней декларации были неким исключением, то сейчас количество таких проверок становится все больше и больше.

Что может повлиять на эти проверки? Разница в таможенной стоимости у взаимозависимых компаний, вопросы классификации, смены перевозчика и изменения стоимости самой перевозки. Как результат, таможенными органами было начислено более 5 млрд рублей. В этом году тренд продолжается — под дополнительные проверки попадают мелкие, средние компании и крупный бизнес.

Если посмотреть статистику по административным и уголовным правонарушениям в рамках внешнеэкономической деятельности, то картина тоже не очень радостная.

С одной стороны, таможня пытается повернуться лицом к бизнесу, улучшить администрирование, по максимуму перевести все процессы на электронный документооборот. И уйти от субъективного подхода по тем или иным вопросам таможенного оформления…

Но все-таки цифры говорят сами за себя — более 80 тысяч дел об административных правонарушениях. И мы видим, что тренд по уголовным правонарушениям не снижается. При этом достаточно большое количество дел было связано с уклонением от уплаты таможенных платежей. Причем как умышленно, так и, самое главное, неумышленно. И ошибки привели к дополнительным проверкам.

Пугает не количество профилей риска, а эффективность обработки этих профилей риска

Я уже упоминал об уходе от субъективизма. В этом таможенным органам помогает система управления рисками, призванная выявлять возможные отклонения от норм, заложенных в программном продукте ФТС России.

Количество профилей риска также шокирует! Больше 40 тысяч профилей риска было создано в прошлом году. Региональных, зональных, общероссийских, целевых. Перед таможенными органами сейчас стоит задача по максимуму разрабатывать и обновлять профили риска.

СУР и аналитические департаменты ориентируются на собираемость таможенных пошлин и отслеживание таможенной стоимости. Поэтому достаточно большое количество профилей риска связано с таможенной стоимостью.

Если раньше требовалось представить документы и дополнительные сведения, подтверждающие таможенную стоимость, то сейчас это и досмотры, и проверки с выездом специалистов по СУР.

Если говорить о системе управления рисками, то нельзя не упомянуть категорирование участников внешнеэкономической деятельности. До прошлого года у нас было лишь две группы — компании с низким и высоким уровнем риска. И таможенные органы применяли более упрощенную и более сложную систему таможенного оформления, предполагающую запрос сведений и досмотры. При этом существовали 43 критерия попадания по определению, в какую категорию должна попасть та или иная компания.

В этом году мы стали свидетелями отмены предыдущего подхода. С весны этого года у нас три категории участников ВЭД — появилась средняя группа риска. Большое количество компаний, которые были сосредоточены в корзине с низким уровнем риска, перешли в среднюю группу. Администрирование и контроль таких компаний на самом деле уменьшился. Но это же привело к дополнительным затратам по логистике, простоям и досмотрам.

К работе с ЦЭДами нужно готовиться и держать руку на пульсе

В настоящее время ведется подготовка и перенос таможенного оформления в Центры электронного декларирования. Сами ЦЭДы, ранее находившиеся на территории СВХ, перемещаются на площадки государственных органов.

Мое личное мнение: одному и тому же инспектору будет сложно оформлять и двигатели, и лекарственные препараты, разбираться в декларациях соответствие. Здесь кроется определенный риск.

У таможни свое видение ситуации: ФТС пытается перейти к прозрачному электронному документообороту. Господин Булавин (руководитель Федеральной таможенной службы) озвучил в этом году концепцию таможенных органов: простота, удобство, эффективность и безопасность.

Безбумажный документооборот предполагает взаимодействие с другими органами федеральной исполнительной власти — Россельхознадзор, МВД, Минпромторг и так далее. Одна из задач, которую решает Федеральная таможенная служба совместно с Минфином, — вывод ряда сегментов российского рынка из серого оборота в белый. Делается это за счет интеграции информационных систем органов исполнительной власти и нацелено на повышение собираемости платежей в бюджет. Речь идет о маркировке меховых изделий и лекарственных препаратов.

Маркировка лекарственных препаратов станет обязательной в 2019 году. Время летит очень быстро. ФТС пока не знает, как с этим работать, и пытается что-то наладить.

Призываю участников рынка занять активную позицию и сообща добиться облегчения процессов, связанных с маркировкой. Особенно, с маркировкой импортных лекарственных средств. Потому что было очень много накладок по маркировке меховых изделий.

Нужно заранее предусмотреть всевозможные проблемы с отсутствием контрольно-идентификационных знаков, невозможностью ФНС зарегистрировать ту или иную компанию в личном кабинете. И пытаться их предвосхитить, пока из пилотного проекта маркировка лекарственных препаратов не станет обязательной.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования