Счетная палата: цифровая система контроля по НДС породила механизмы злоупотребления правом
Как напоминают в Счетной палате, за последние несколько лет в администрировании НДС произошли значительные изменения. Например, с 2015 года было введено обязательное электронное декларирование.
«В налоговую декларацию по НДС были погружены данные обо всех транзакциях покупки и продажи. Это дало возможность создать систему по автоматизированному выявлению всех расхождений в цепочке формирования добавленной стоимости».
Данная идентификация уклонения от налогообложения и адресный контроль повлияли на рост поступлений налога в бюджет: с момента ввода АСК НДС-2 собираемость НДС в среднем росла более чем на 13% в год и составила в 2018 году 3,76 трлн рублей.
При этом, как выяснили аудиторы, появились несколько слабых мест в системе администрирования налога на добавленную стоимость.
«В частности, проверка показала, что после введения с 2014 года обязанности электронной подачи декларации по НДС, некоторые налогоплательщики обернули в свою пользу возможность ее корректировки».
Этот механизм:
Позволил оперативно представить уточненную декларацию в случае обнаружения ошибок,
Стал инструментом мошеннической схемы по снижению налоговых обязательств.
«Появилась новая схема — так называемый „массовый подписант“, когда один человек, имеющий ключ электронной подписи, подает налоговые декларации за нескольких налогоплательщиков».
К примеру, один из таких подписантов представил в налоговые органы 1713 актуальных деклараций по НДС за 1055 налогоплательщиков. Из этих документов 589 — уточненные декларации с номерами корректировок 99 или 999.
«Сначала подается первичная декларация, в которой заявлен и начислен НДС к уплате. Потом следует уточненная декларация с номером корректировки 99 или 999, которая обнуляет суммы налога, начисленные к уплате. А следующая декларация уже с номером корректировки 1 принимается налоговым органом, но не отражается в лицевом счете налогоплательщика. Поскольку идет не в порядке очередности».
По его словам, номер корректирующей декларации не может быть меньше номера предыдущей — в соответствии с действующим порядком, установленным Налоговой службой.
Почему московские налоговики иногда не штрафуют бизнес
В ходе проверки Счетная палата также обратила внимание на то, что налоговые органы Москвы часто не штрафуют руководителей и главных бухгалтеров компаний за предоставление декларации по НДС позже установленного срока — после 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Причина — экономическая нецелесообразность: максимальная сумма штрафа — 500 рублей, а затраты государства с учетом судебных издержек — 2,5 тыс. рублей.
«Мы отработаем ситуацию, создадим сквозной анализ. Нам корректно указали, что сама по себе невозможность проведения уточненных деклараций не позволяет качественно их отрабатывать».
Вместе с тем, по словам Егорова, приоритетом в работе с НДС, безусловно, является налоговый разрыв как наиболее понятная и очевидная схема по минимизации налоговых обязательств.
«Это когда через технические компании от выгодоприобретателя занижаются налоговые обязательства. Если в начале реформы разрыв составлял 9% от налоговых вычетов по НДС в целом по стране, то сегодня — 0,86%».
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
- Особенности ввоза/вывоза отдельных видов товаров
«КВТ Сервис»