ТК ЕАЭС: похож на европейское законодательство, но со своими особенностями

2016-12-27 ТК ЕАЭС: похож на европейское законодательство, но со своими особенностями
Фото: kremlin.ru

Президент РФ Владимир Путин подписывает документы в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета

CustomsForum.ru цитирует ответы представителей ЕЭК и ФТС России на вопросы участников ВЭД об особенностях главного таможенного документа Евразийского экономического союза.

6 декабря в Москве прошел III Евразийский экономический конгресс, в ходе которого обсуждались темы сотрудничества и локализации производств, развития торговли и IT-индустрии, единого рынка лекарственных средств и капитала. Однако самым актуальным пунктом повестки дня мероприятия стал круглый стол «Таможенный кодекс ЕАЭС — от теории к практике».

Со своей стороны мы постарались по максимуму рассказать вам об особенностях проекта главного таможенного кодекса, представив мнение представителей Евразийской экономической комиссии (часть 12 и 3), а также Федеральной таможенной службы.

В завершение данной темы процитируем вопросы участников внешнеэкономической деятельности и ответы на них участников круглого стола, которые также были посвящены Таможенному кодексу ЕАЭС (кстати, одобренному главами государств — участников Союза на заседании ВЕЭС 26 декабря — прим. редакции).

О «зеленых коридорах»


— После вступления в силу нового Таможенного кодекса Федеральная таможенная служба России сможет и дальше осуществлять такие упрощенные таможенные процедуры, как «зеленый коридор» с Италией и Турцией? Или данный вопрос будет унифицирован, и такие эксперименты закончатся?

Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева:


— Первая стратегическая задача Всемирной таможенной организации — взаимное признание действий таможенных служб. С каждой стороны границы находятся таможенники, которые по очереди досматривают груз. В ВТамО говорят о необходимости проведения однократного контроля — чтобы таможенники второй стороны признавали результаты деятельности своих коллег.

Мы договорились признать уполномоченных экономических операторов в рамках «пятерки» (количество стран — участниц ЕАЭС — прим. редакции). Сейчас речь идет о признании института УЭО в рамках Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации. Если государство определило, что данный участник ВЭД — уполномоченный экономический оператор, то признавать результаты таможенного контроля в отношении него нужно во многих странах, а не в одной.

Что касается «зеленых коридоров», то, признаюсь, честно — пока данная система у нас работает слабовато. «Зеленый коридор» должен администрироваться некими организациями с той и с другой стороны. Насколько я знаю, Минфин сделал запрос в Минюст на предмет того, как следует реализовывать «зеленые коридоры», должны ли им пользоваться несколько конкретных организаций или их может быть много.

Мы хотим организовать с Китаем «зеленый коридор», но кто будет работать по нему? Все желающие и отдельные участники ВЭД? Ждем ответа: чтобы Минюст регламентировал, что такое «зеленый коридор», и как нам его организовать.

О единообразии классификационных решений


— Как будут решены вопросы конфликтов и взаимодействия классификационных решений не только национального уровня, но и в рамках международной таможенной организации? Вопрос связан с оборудованием, аналоги которого не производятся в России. В последнее время сложилась ситуация, когда ричстракеры (погрузчик для работы с контейнерами — прим. редакции) Международной таможенной организацией признаются отдельным кодом, но в РФ данную технику буквально 2–3 года назад перестали признавать отдельным, беспошлинным классом. В итоге ее добавляют в общие группы.

Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева:


— Вопрос о единообразии принятия классификационных решений никоим образом не связан ни с новым Евразийским кодексом, ни с законом таможенного регулирования. Это вечная проблема! До недавнего времени представители Управления товарной номенклатуры ФТС только и занимались выдачей предварительных решений.

Нам подавали огромное количество заявлений на принятие предварительных решений в отношении гаек и болтов. А вот на единообразие принятия предварительных решений у них ни сил, ни времени не было. Мы провели реформу, в результате которой выдачу предварительных решений передали в региональные управления. Управление товарной номенклатуры от данной работы освободилось — теперь оно занимается анализом единообразного применения правил интерпретации товарной номенклатуры.

У нас есть определенные успехи. Говорить о том, что у нас полный идеал не стоит. Причем, иногда при принятии решений не хватает знаний, налицо коррупционная составляющая и так далее. Или вокруг того или иного товара идут бурные дискуссии на уровне пяти стран, Всемирной таможенной организации. Кстати, вскоре, вполне возможно, нормы ВТамО перестанут носить рекомендательный характер, а должны будут исполняться в обязательном порядке.

Имеют место не до конца урегулированные вопросы, но мы над ними работаем. И таких вопросов становится все меньше и меньше.

Триста точечных решений или все же меньше?


— Как вы реализуете резкое увеличение компетенций Евразийской экономической комиссии? Будут ли это, условно говоря, триста точечных по каждому отдельному вопросу компетенции, или рассматривается возможность принятия кодифицированных актов по примеру Европейского союза и Европейской комиссии?

Заместитель директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Елена Бричева:


— По пути Европейского союза мы не пошли, создав большой проект Таможенного кодекса. В нем многие вещи прописаны детально и подробно.

Сейчас проводимая на площадке ЕЭК работа как раз связана с оценкой всех тех полномочий, предоставленных нам Кодексом. Компетенция большая, но она, конечно же, не будет реализована в трех сотнях решений.

Ведь вопросы можно группировать по тематикам. Например, в одно из решений, которое призвано регулировать особенности применения специальной таможенной процедуры, войдет не менее семи компетенций.

По особенностям определения таможенной стоимости товаров, созданных на территории ЕАЭС, будет принято не несколько решений, а, скорее всего, одно.

— Можете назвать примеры норм Кодекса, которые фактически являются имплементацией норм Соглашения об упрощении торговли ВТО? В праве ли вы говорить о том, что у нас фактически существует примат норм ВТО над наднациональным правом ЕАЭС?

Заместитель директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Елена Бричева:


— Предварительные решения, выпуск до подачи, уполномоченные экономические операторы. Если подробно пройдемся по проекту Таможенного кодекса, то, скорее всего, придем к выводу — все базовые положения Соглашения об упрощении процедур торговли нашли отражение в Кодексе.

Не соглашусь с тем, что в документе не затрагиваются вопросы «Единого окна». В Кодексе, не упоминая о том, что это «Единое окно», определенные предпосылки все равно есть.

О примате норм ВТО и речи не идет. Потому что когда мы говорим о таможенном регулировании, то подчеркиваем — у нас свое таможенное регулирование, учитывающее обязательства в рамках ВТО и лучшие практики.

Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Татьяна Голендеева:


— Евросоюз наиболее близок нам по организации таможенного контроля и пост-контроля. Вы видели Кодекс Европейского союза? Он тоненький! Когда впервые с ним ознакомилась, то удивилась — как они все нормы смогли в него вместить? А мне сказали: «Не обольщайтесь! У них пояснения — тома»!

Фундамент, «болванка» у нас одни и те же. Но реализация отличается. Мы, наоборот, пошли по пути — все какие возможно соглашения включили в Таможенный кодекс. Да, он будет толстый. Да, два тома, но это единый документ.

В сумме у нас все нормы достаточно близки к европейскому законодательству. Мы идем параллельно, за исключением некоторых особенностей.

О комментариях к Кодексу


— Когда ФТС и ЕЭК начнут писать комментарии к новому Кодексу?

Заместитель директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Елена Бричева:


— Мы не исключаем необходимость такой работы, но у нас на первом плане — обеспечить реализацию норм Кодекса. Обеспечить подготовку, актов Комиссии, в государствах — участниках ЕАЭС — соответствующих законов.

Кодекс, действительно, получился сложным благодаря выстроенным юридическим конструкциям, которые помогут избежать коллизий, недопонимания. Хотя при прочтении зачастую приходится переходить от одной ссылки к другой, чтобы понять, о чем говорится в тексте.

Да, в некоторых моментах этого можно было избежать. Например, не писать «товары, указанные в таком-то пункте» и снова начать их поименно перечислять. Но тогда получили бы Кодекс объемом не в полторы тысячи листов, а в три тысячи!

Один раз прочитаем текст Кодекса, осознаем его, пройдем по всем ссылкам, все сложится в единую картинку. А когда все нормативные акты будут, то дойдем и до написания комментариев.
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования