Алексей Худов
Заместитель генерального директора по маркетингу и продажам ООО «Байкал-Сервис ТК»

Конкуренция, консолидация, цифровизация: что изменит сегмент LTL в ближайшие два года

2019-04-19 Конкуренция, консолидация, цифровизация: что изменит сегмент LTL в ближайшие два года
Фото: depositphotos.com

Доля перевозки мелких грузов стабильно прирастает по всей стране — с начала 2017 года она увеличилась с 0,8 до 1,9%

Рынок автомобильных грузоперевозок выступает индикатором экономики. Одним из первых откликаясь на наметившийся рост, в числе первых он и стагнирует, если начинается обратный процесс.

В автомобильных грузоперевозках сегмент LTL (перевозок сборных грузов) в последние годы развивался наиболее высокими темпами, чем рынок в целом. Его рост по сравнению с 2017 годом составил 8%, тогда как прирост по всему рынку — в среднем 2%

Это позволяет рассчитывать, что уже к 2020 году (данные агентства M.A.Research) LTL-рынок будет занимать 25% в общем объеме грузоперевозок, тогда как еще по итогам 2017 года его доля составляла 20,7%.

Исследования рынка грузоперевозок, а также собственные данные компании «Байкал-Сервис ТК» позволяют сформулировать основные выводы о том, как будет развиваться ситуация на рынке перевозок сборных грузов в течение двух ближайших лет.

Замедление темпов роста рынка грузоперевозок

Учитывая отрицательный тренд покупательской способности в одах, мы ожидаем замедление темпов роста рынка грузоперевозок и, как следствие, обострение конкуренции среди перевозчиков.

Этот тренд значительным образом скажется на общих грузоперевозках в ретейле. Если разбить доставки в ретейле на две части — сетевой и не сетевой — то динамика роста наблюдается только в сегменте сетевого ретейла (порядка 3,3% в 2018 году к аналогичному периоду 2017 года).

Но эта точка роста не является существенной для перевозчиков сборного груза, так как процент перевозимых грузов в сети от общего оборота достигает не более 30%. То есть в общем грузообороте это даст не более 1% прироста.

Учитывая высокие требования к срокам и качеству перевозки, а также документальному сопровождению, не многие смогут взять на себя риски штрафных санкций. Но, тем не менее, уже выделился ряд компаний, готовых гарантировать сроки доставки, а в случае их несоблюдения оплатить штраф.

Возрастет конкуренция среди компаний и усилится борьба за клиентов

Один из инструментов, к которому в этом случае все чаще будут прибегать транспортные компании, — это ценовой демпинг. Его с великим удовольствием принимают крупные клиенты, которых удовлетворяет существующее качество и скорость услуги. Клиенты сами подогревают такие ценовые предложения, постоянно сравнивая тарифы, а не качество.

Безусловно, сохранится часть клиентов, которые готовы будут платить более высокую цену, но требовать за это высокое качество или эксклюзивное предложение. Тем не менее, ценовой демпинг будет основным инструментом в конкурентной борьбе.

Продолжит меняться география LTL-перевозок

Влияние Москвы и Санкт Петербурга в объеме грузоперевозок будет уменьшаться, смещаясь в сторону регионов. Замедление прироста происходит по Центральному федеральному округу. 

И наоборот, темпами выше, чем в среднем по рынку, идет развитие грузоперевозок сборных грузов по Дальневосточному, Сибирскому и Уральскому федеральным округам.

Соответственно, транспортные компании с более развитым региональным бизнесом смогут быстрее перестроиться, что в свою очередь позволит им улучшить свое положение в регионе и на рынке в целом.

Тренд на консолидацию транспортного рынка

Этому способствует и обостряющаяся конкуренция, и предпринимаемые государством меры по «обелению» этого сегмента перевозок. Процесс уже затронул и небольшие транспортные компании, которые постепенно выходят из «серой зоны». А это значит, что все игроки рынка начинают играть по одним правилам. 

Кроме того, надо отметить, что деятельность по госзакупкам стала более открытой, проводятся реальные тендеры. И это упорядочивание деятельности предъявляет к перевозчикам свои требования. Более подготовленные и организованные тендеры чаще выигрывают, и это тоже способствует укрупнению бизнеса.

Возрастающая роль информационных технологий и ИТ-платформ в отрасли

Уход с рынка в конце 2018 года одного из заметных игроков стал подтверждением того, что даже внушительные объемы грузоперевозок не гарантируют выживания компании на рынке: будущее за теми перевозчиками, которые внедряют все новые технологические решения, способствующие повышению эффективности бизнеса. Мы активно в этом направлении продвигаемся.

Минимизация объемов партий груза и увеличение кратности заказов, рост отправок для интернет-магазинов

Доля мелких грузов стабильно прирастает по всей стране: с начала 2017 года она увеличилась с 0,8 до 1,9%

Рост доли грузоперевозок промышленных товаров

Мы наблюдаем, что в перевозках увеличивается доля промышленных товаров (средне- и крупногабаритных), изделий машиностроительной отрасли и обрабатывающей промышленности. Тогда как до 2013 года у нас в перевозках преобладали товары народного потребления (одежда, бытовые приборы и так далее).

Увеличение отправок со стороны физлиц

Но в данном случае ситуация по регионам неоднородна. Например, в Иркутске мы заметили интересный тренд в домашних переездах. Число обращений за этой услугой в филиал продолжает расти, а вот объем падает. 

Если еще два года назад наши клиенты перевозили вещи солидными объемами и весом в 2-12 тонн, то сейчас, зачастую, ограничиваются грузом, который умещается на 1-2 палетах. Получается, что люди сейчас в меньшей степени привязаны к вещам, перевозят только самое необходимое.

Как будут трансформироваться сборные перевозки, учитывая тренды, которые уже проявились в Америке

В нашей компании работают люди, которым не так давно довелось вести бизнес, связанный с грузоперевозками сборных грузов, в США. Разумеется, мы сравниваем эти рынки и видим, что пока в этом сегменте еще догоняем Америку. Но при этом развиваемся быстрее, берем от них самое лучшее, добавляем своей энергии, опыта и продвигаемся вперед семимильными шагами.

Понимаем, что в будущем скорость принятия решений изменится, и мы к этому должны быть готовы. Если сегодня, допустим, логисты одной компании отправляют груз в Нижневартовск и видят, что у них там избыток товаров, а в Новом Уренгое, к примеру, товар заканчивается, то они должны иметь возможность быстро, в онлайне, изменить маршрут. А транспортная компания обязана на это молниеносно отреагировать и перенаправить груз из Нижневартовска в Новый Уренгой.

Будущее за перевозчиками, которые развивают customer experience, которым не все равно, какое у клиента компания вызывает эмоциональное восприятие. Вот и мы в «Байкал-Сервисе» нацелены на то, чтобы наша компания была в первую очередь удобной и технологичной, качественной и надежной, предлагала хороший клиентский сервис при адекватных ценах.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования