Счетная палата: ФТС перевыполнила прогноз по доходам бюджета, но есть и недостатки
Об этом говорится в заключениях аудитора Счетной палаты РФ Андрея Батуркина, проверившего, как в 2019 году исполняли бюджет Федеральные таможенная и налоговая службы.
По данным аудитора Счетной палаты РФ Андрея Батуркина, в общей сумме доходов федерального бюджета доля доходов, администрируемых налоговыми органами, составила 62,5%, в объеме ВВП — 11,5%. А Федеральная таможенная служба перевыполнила прогноз по доходам бюджета на 89,5 млрд рублей.
При этом Батуркин указал на существенные недостатки в работе таможенных органов, связанные с нарушением законодательства в области таможенного регулирования.
«Проверка выявила 744 нарушения законодательства ЕАЭС и Российской Федерации при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров на сумму 459,8 млн рублей: 728 нарушений, связанных с неправильной классификацией товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, 12 фактов неправомерного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввезенных товаров, три факта несоблюдения условий временного ввоза транспортных средств международной перевозки и один факт неправомерного занижения размера таможенных платежей в отношении временно ввезенного товара».
ФНС России: уровень взыскания доначисленных налогов и сборов — 77,3%
По состоянию на 1 января 2019 года в ведении ФНС России находился 971 территориальный налоговый орган:
84 управления по субъектам РФ;
20 межрегиональных инспекций;
867 инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонного уровня.
«В результате проведенных ФНС России в 2019 году реорганизационных мероприятий количество территориальных органов, подведомственных ФНС России, по состоянию на 31 декабря 2019 года составляет 973 единицы (увеличилось на 2 единицы количество территориальных налоговых органов, включая 1 межрегиональную инспекцию ФНС России).
Кроме того, ФНС России осуществляет функции и полномочия учредителя 2 федеральных казенных учреждений и 8 федеральных государственных бюджетных учреждений».
Итоги проверки следующие:
В соответствии с данными бюджетной отчетности за 2019 год в федеральный бюджет поступило 12,61 трлн рублей (+5,7%) — перевыполнение на 65,9 млрд рублей (0,5%).
В общей сумме доходов федерального бюджета доля доходов, администрируемых налоговыми органами, — 62,5%, в объеме ВВП — 11,5%.
По результатам контрольно-аналитической работы в бюджет поступило 345,3 млрд рублей — на 50 млрд рублей (17%) больше, чем в 2018 году (295,3 млрд рублей), в том числе по выездным налоговым проверкам — 195,1 млрд рублей.
Уровень взыскания доначисленных налогов и сборов по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, решения по которым вступили в силу, — 77,3% (2018 год — 64,8%, 2017 — 60,4%).
В рамках реализации концепции автоматизированной системы управления рисками по налогу на добавленную стоимость, по результатам отработки схемных расхождений, выявленных с использованием «АСК НДС-2», пресечено схем уклонения на сумму 20 млрд рублей.
Из них 82,2% (16,5 млрд рублей) обеспечено «за счет побуждения налогоплательщиков к самостоятельному пересмотру и уточнению налоговых обязательств».
- Совокупная задолженность в бюджетную систему РФ по налогам и сборам, администрируемым ФНС России, пеням и налоговым санкциям по ним (без учета задолженности по платежам и ЕСН в государственные внебюджетные фонды) снижена на 93,7 млрд рублей — до 1,44 трлн рублей (на 1 января 2020 года). Снижение задолженности произошло:
По налогу на добавленную стоимость — на 59,4 млрд рублей (8,4%);
По акцизам на алкогольную и спиртосодержащую продукцию — на 20,5 млрд рублей (23,7%);
По налогу на прибыль — на 19,3 млрд рублей (на 8,3%);
По налогу на доходы физических лиц — на 5,3 млрд рублей (на 4,2%);
По налогам со специальным налоговым режимом — на 1,1 млрд рублей (на 2,5%).
«В 2019 году в результате применения налоговыми органами мер принудительного взыскания задолженности поступления в бюджеты бюджетной системы РФ составили 985,2 млрд рублей.
По состоянию на 1 января 2020 года списано задолженности, признанной безнадежной к взысканию, в сумме 300,2 млрд рублей».
- За несвоевременный возврат сумм налоговых платежей территориальными налоговыми органами уплачено процентов в сумме 661 млн рублей — на 174,3 млн рублей (20,8%) меньше, чем в 2018 году.
ФТС России: сумма задолженности по уплате таможенных платежей и пени уменьшилась на 46%
На момент проверки в структуру Федеральной таможенной службы входили:
8 региональных таможенных управлений
4 специализированных региональных таможенных управления;
87 таможен (в том числе 11 таможен непосредственного подчинения ФТС России);
531 таможенный пост (включая 1 специализированный таможенный пост в Республике Абхазия);
Российская таможенная академия и 3 филиала;
10 медицинских и оздоровительных учреждений;
20 представительств (представителей) в иностранных государствах;
1 федеральное государственное унитарное предприятие.
Основные причины появления задолженности по уплате таможенных платежей
По состоянию на 1 января 2020 года общая сумма задолженности по уплате таможенных платежей и пеней составила 26,75 млрд рублей, в том числе:
По таможенным платежам — 21,55 млрд рублей;
По пеням — 5,2 млрд рублей.
«По сравнению с 1 января 2019 года сумма задолженности по уплате таможенных платежей и пеней уменьшилась с 49 161 171,97 тыс. рублей, или на 46%».
В 2019 году таможенными органами взыскано 22,18 млрд рублей — 67,7% от общей суммы, образовавшейся в прошлом году задолженности.
«В 2019 году признана безнадежной к взысканию и списана сумма таможенных платежей и пеней в размере 29 864 877 тыс. рублей».
Аудитор перечислил основные причины образования задолженности в 2019 году:
Несоблюдение условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей;
Незаконное перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза;
Недостоверное заявление таможенной стоимости и классификационного кода товаров;
Нарушение условий временного ввоза транспортных средств для личного пользования.
Структура задолженности по направлениям деятельности таможенных органов в 2019 году
По результатам таможенного контроля подразделений сложилась следующая структура задолженности по направлениям деятельности таможенных органов:
52,4% — относится к подразделениям, осуществляющим контроль за соблюдением условий и требований таможенных процедур;
19% — к подразделениям таможенного контроля после выпуска товаров;
12,8% — к подразделениям товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений;
3% — к иным направлениям.
В 2019 году предоставлено льгот по уплате таможенных пошлин и налогов на сумму 573,7 млрд рублей
Наибольший объем льгот предоставлен по товарам, вывозимым в рамках соглашений о разделе продукции — 143,7 млрд рублей (25% от общего объема).
«На втором месте по объему предоставленных льгот, льготы по товарам, ввозимым (вывозимым) на территорию особых экономических зон — 141,4 млрд рублей, или 24,6%».
И на третьем месте — нефть и нефтепродукты, вывозимые из РФ в государства — участники Договора о Евразийском экономическом союзе, а также в государства, образующие вместе с РФ зону свободной торговли — 120,7 млрд рублей (21% от общего объема предоставленных льгот).
Общая сумма возвратов и зачетов — 0,3 % от суммы поступивших в бюджет доходов, администрируемых ФТС России
За последние годы таможенными органами приняты следующие решения:
| 2018 год (млн рублей) | 2019 год (млн рублей) |
О возврате денежных средств участникам ВЭД | 54997,28 | 417,01 |
О зачете | 7243,94 | 16885,7 |
Общая сумма возвратов и зачетов составила:
В 2018 году — 1,03% от общей суммы поступивших в 2018 году в федеральный бюджет доходов, администрируемых ФТС России;
В 2019 году — 0,3%.
«В 2019 году в сравнении с 2018 годом произошло снижение сумм возвратов и зачетов на 27,8%. Сумма процентов за нарушение сроков возврата составила 253 927,57 тыс. рублей, что на 27,5% ниже аналогичного показателя за 2018 год».
В 2019 году кассовое исполнение по доходам федерального бюджета составило 5,72 трлн рублей
В эту сумму не включены:
716,89 млрд рублей, зачисленные в бюджет по коду бюджетной классификации 153 1 10 11010 01 0000 110 «Ввозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), уплаченные в соответствии с приложением № 5 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года»;
8,08 млрд рублей, зачисленные в федеральный бюджет по КБК 153 1 10 11160 01 0000 110 «Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, уплаченные в соответствии с приложением № 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года».
При этом установленное властями прогнозное задание поступления доходов, администрируемых ФТС России, на 2019 год составляло 5,63 трлн рублей.
«Фактические поступления доходов федерального бюджета по прогнозируемым показателям составили 101,59 % от прогнозного задания».
С другой стороны, сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами в 2019 году (5,72 трлн рублей) на 334,1 млрд рублей (5,5%) меньше по сравнению с 2018 годом.
Перевыполнение прогнозного задания в 2019 году произошло по следующим основным видам доходов:
Налог на добавленную стоимость — на 20,12 млрд рублей (+0,78%);
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую — на 40,51 млрд рублей (+3,77%);
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти — на 26,03 млрд рублей (+5,93%);
Распределенные ввозные таможенные пошлины — на 19,03 млрд рублей (+3,21%).
Выводы аудитора
Выделим наиболее интересные на наш взгляд выводы аудитора Счетной палаты:
- Выявлены факты нарушения законодательства Евразийского экономического союза и Российской Федерации при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, приведшие к недопоступлению средств в федеральный бюджет в размере 459,83 млн рублей.
- ФТС России ненадлежащим образом исполнялись полномочия по осуществлению контроля за деятельностью территориальных органов службы.
Северо-Западным таможенным управлением приобретенное административное здание принято к бюджетному учету по балансовой стоимости, заниженной на 16,48 млн рублей (это повлекло недостоверность консолидированной бюджетной отчетности ФТС России за 2019 год);
Трем таможенным органам в Федеральном казначействе своевременно не закрыты лицевые счета администратора доходов бюджета (два закрыты 19 июня 2020 года после направления Счетной палатой РФ акта по результатам контрольного мероприятия).
- В 2019 году объем вложений в объекты незавершенного строительства в целом по ФТС России увеличился на общую сумму 464,7 млн рублей (на 8,7%) и по состоянию на 1 января 2020 года составил 4,08 млрд рублей.
«При этом количество объектов незавершенного строительства сократилось на 7 единиц и по состоянию на 1 января 2020 года составило 28 объектов (из них 3 объекта завершенного строительства, введенные в эксплуатацию, не прошедшие государственную регистрацию)».
Из заключения аудитора Счетной палаты РФ Андрея Батуркина
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
- Особенности ввоза/вывоза отдельных видов товаров