Павел Федяев
Заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству

Количество перевозимых по Севморпути грузов планируется довести до 70-80 млн тонн в год

2017-11-27 Количество перевозимых по Севморпути грузов планируется довести до 70-80 млн тонн в год
Фото: depositphotos.com

В настоящее время по Севморпути перевозится порядка 4 млн тонн грузов в год

О Севморпути, развитии Арктики и Дальнего Востока, создании опорных зон и ТОРов.

В конце лета — начале осени дополнительное финансирование получили две госпрограммы. В частности, постановлением правительства РФ от 31 августа 2017 года № 1064 в новой редакции госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» актуализированы перечень подпрограмм, основные задачи, индикаторы и целевые показатели, расширен состав участников госпрограммы, продлен срок реализации до 2025 года.

Впервые госпрограмма получила финансирование — более 160 миллиардов рублей. На эти деньги планируют развивать 8 опорных зон в Арктике. В большинстве случаев они совмещены с минерально-сырьевыми разработками. Комплекс мероприятий программы подразумевает вопросы экологической, национальной безопасности, освоение богатств Арктики, включая шельф, развитие судоходства на Севморпути, а также научную деятельность.

К 2035 году в России будет построено 8 атомных ледоколов. Количество грузов, которые перевозятся по Севморпути, растет. Сейчас это порядка 4 млн тонн в год, планируется довести до 70–80 миллионов тонн в год. Потребность в судах для работы на Северном морском пути формируется в основном российскими нефтегазовыми компаниями.

В Арктику уже инвестируют «Роснефть», НОВАТЭК, «Газпром нефть», которые строят терминалы, а также вкладывают средства в разведку и добычу. В обновленной редакции госпрограммы выделено 8 опорных зон развития. Это Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро-Туруханская, Северо-Якутская и Чукотская. Для каждой из них будет утвержден свой перечень приоритетных проектов, которые будут реализовываться на условиях государственно-частного партнерства.

Ямало-Ненецкий автономный округ и крупнейший российский независимый производитель газа НОВАТЭК намерены и дальше расширять сотрудничество. Впереди ввод в строй двух крупных заводов для сжижения газа и совместные социальные проекты. Строящийся завод «Ямал СПГ», как и планировалось, заработает уже в конце этого года. На декабрь запланирована первая загрузка танкеров сжиженным газом.

Основные направления развития арктической зоны — это дальнейшее развитие инфраструктуры Севморпути и освоение континентального шельфа. Территория арктического шельфа России, границы которой утверждены международными соглашениями, составляет 4,1 млн квадратных километров, что сопоставимо с территорией всего Европейского союза.

Четыре новых ТОРа на Дальнем Востоке

Еще одно у нас направление — это Дальний Восток, где в том числе расположены порты Севморпути. Постановлениями правительства от 31 августа 2017 года № 1046, № 1047, № 1048, № 1049, № 1050, № 1051 предусмотрено финансирование создания территорий опережающего социально-экономического развития «Надеждинская», «Хабаровск», «Кангалассы», «Михайловский» за счет средств федерального бюджета, увеличенное в общем объеме более чем на 5 млрд рублей.

Предусматривается также увеличение финансирования строительства инженерной и транспортной инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития за счет региональных и муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.

В госпрограмму социально-экономического развития Дальнего Востока включено порядка 20 частных инвестиционных проектов. Общий объем заявленных вложений — 545 миллиардов рублей.

Частные бизнес-проекты включены в федеральный план впервые. Их будут реализовывать только за счет средств предпринимателей — субсидий из госказны не предполагается. Проектам придается статус государственной задачи, а значит, им будет оказана поддержка на всех уровнях.

К примеру, Камчатка (наши дальневосточные ворота Севморпути) представлена девятью проектами. Это горно-металлургический комбинат по добыче и переработке руды Озерновского золоторудного месторождения (комбинат мощностью до 10 тонн золота в год); строительство пивоваренного завода; развитие свиноводства; создание производства охлажденного мяса птицы; рыбоперерабатывающий завод в Карагинском районе; организация свиноводческого комплекса на 550 продуктивных свиноматок; организация тепличного хозяйства по выращиванию овощей в закрытом грунте; реконструкция и модернизация санаторно-курортного комплекса.

Таким образом, мы видим, что объемы строительства по ходу реализации обеих госпрограмм немалые.

Это и строительство глубоководных портов, которые станут опорными пунктами инфраструктуры СМП, и создание новых портово-производственных комплексов с участием частных инвесторов на условиях концессии — вплоть до организации сельхозпроизводств, как мы видим это на Камчатке.

И, наконец, гармоничное развитие арктических и дальневосточных территорий требует, в том числе и создания современной автодорожной сети, способной обеспечить всесезонную доставку грузов небольшими партиями — от портовых зон к населенным пунктам и предприятиям. В том числе — решать задачи обороноспособности. Дороги регионального и местного значения свяжут населенные пункты, добывающие и перерабатывающие предприятия.

Мы видим, что строить планирует как государство, так и частные компании. Все эти средства необходимо инвестировать в свои отечественные разработки, материалы и технологии.

И здесь нам крайне важно проследить последовательность принципов импортозамещения, экологичности технологий и материалов, а также эффективности расходования бюджетных средств, для того чтобы по итогу мы получили положительный эффект в технологическом развитии, выигрывали технологическую и геополитическую конкуренцию на международной арене, что в период санкций будет непросто. Россия обладает необходимым для этого потенциалом.

Реализация столь масштабных приоритетов как развитие Арктики и Дальнего Востока требует ежегодных существенных вложений из госбюджета, поэтому мы должны быть рациональными, хозяйственными, экономными и эффективными в целом и на других объектах по другим регионам нашей страны. В данном случае мы готовы применять как законодательное стимулирование, так и парламентский контроль. Необходимо законодательно создавать условия и стимулы для их продвижения и развития в стране, в регионах, что позволит нам уходить от импортной зависимости и экономить бюджет.

От редакции

Мнение подготовлено на основе выступления Павла Федяева в рамках круглого стола «Современная Арктика: вопросы международного сотрудничества, политики, экономики и безопасности», прошедшего 22 ноября в Институте Европы РАН.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования