На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 18.12.2017 Курсы валют ЦБ РФ
Стратегический партнер проекта
Павел Федяев Павел Федяев
Заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и строительству

Количество перевозимых по Севморпути грузов планируется довести до 70-80 млн тонн в год

2017-11-27 Количество перевозимых по Севморпути грузов планируется довести до 70-80 млн тонн в год
27.11.2017 16:54 0 Архив |
Количество перевозимых по Севморпути грузов планируется довести до 70-80 млн тонн в год
Фото: depositphotos.com

В настоящее время по Севморпути перевозится порядка 4 млн тонн грузов в год

О Севморпути, развитии Арктики и Дальнего Востока, создании опорных зон и ТОРов.

В конце лета — начале осени дополнительное финансирование получили две госпрограммы. В частности, постановлением правительства РФ от 31 августа 2017 года № 1064 в новой редакции госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» актуализированы перечень подпрограмм, основные задачи, индикаторы и целевые показатели, расширен состав участников госпрограммы, продлен срок реализации до 2025 года.

Впервые госпрограмма получила финансирование — более 160 миллиардов рублей. На эти деньги планируют развивать 8 опорных зон в Арктике. В большинстве случаев они совмещены с минерально-сырьевыми разработками. Комплекс мероприятий программы подразумевает вопросы экологической, национальной безопасности, освоение богатств Арктики, включая шельф, развитие судоходства на Севморпути, а также научную деятельность.

К 2035 году в России будет построено 8 атомных ледоколов. Количество грузов, которые перевозятся по Севморпути, растет. Сейчас это порядка 4 млн тонн в год, планируется довести до 70–80 миллионов тонн в год. Потребность в судах для работы на Северном морском пути формируется в основном российскими нефтегазовыми компаниями.

В Арктику уже инвестируют «Роснефть», НОВАТЭК, «Газпром нефть», которые строят терминалы, а также вкладывают средства в разведку и добычу. В обновленной редакции госпрограммы выделено 8 опорных зон развития. Это Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро-Туруханская, Северо-Якутская и Чукотская. Для каждой из них будет утвержден свой перечень приоритетных проектов, которые будут реализовываться на условиях государственно-частного партнерства.

Ямало-Ненецкий автономный округ и крупнейший российский независимый производитель газа НОВАТЭК намерены и дальше расширять сотрудничество. Впереди ввод в строй двух крупных заводов для сжижения газа и совместные социальные проекты. Строящийся завод «Ямал СПГ», как и планировалось, заработает уже в конце этого года. На декабрь запланирована первая загрузка танкеров сжиженным газом.

Основные направления развития арктической зоны — это дальнейшее развитие инфраструктуры Севморпути и освоение континентального шельфа. Территория арктического шельфа России, границы которой утверждены международными соглашениями, составляет 4,1 млн квадратных километров, что сопоставимо с территорией всего Европейского союза.

Четыре новых ТОРа на Дальнем Востоке

Еще одно у нас направление — это Дальний Восток, где в том числе расположены порты Севморпути. Постановлениями правительства от 31 августа 2017 года № 1046, № 1047, № 1048, № 1049, № 1050, № 1051 предусмотрено финансирование создания территорий опережающего социально-экономического развития «Надеждинская», «Хабаровск», «Кангалассы», «Михайловский» за счет средств федерального бюджета, увеличенное в общем объеме более чем на 5 млрд рублей.

Предусматривается также увеличение финансирования строительства инженерной и транспортной инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития за счет региональных и муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.

В госпрограмму социально-экономического развития Дальнего Востока включено порядка 20 частных инвестиционных проектов. Общий объем заявленных вложений — 545 миллиардов рублей.

Частные бизнес-проекты включены в федеральный план впервые. Их будут реализовывать только за счет средств предпринимателей — субсидий из госказны не предполагается. Проектам придается статус государственной задачи, а значит, им будет оказана поддержка на всех уровнях.

К примеру, Камчатка (наши дальневосточные ворота Севморпути) представлена девятью проектами. Это горно-металлургический комбинат по добыче и переработке руды Озерновского золоторудного месторождения (комбинат мощностью до 10 тонн золота в год); строительство пивоваренного завода; развитие свиноводства; создание производства охлажденного мяса птицы; рыбоперерабатывающий завод в Карагинском районе; организация свиноводческого комплекса на 550 продуктивных свиноматок; организация тепличного хозяйства по выращиванию овощей в закрытом грунте; реконструкция и модернизация санаторно-курортного комплекса.

Таким образом, мы видим, что объемы строительства по ходу реализации обеих госпрограмм немалые.

Это и строительство глубоководных портов, которые станут опорными пунктами инфраструктуры СМП, и создание новых портово-производственных комплексов с участием частных инвесторов на условиях концессии — вплоть до организации сельхозпроизводств, как мы видим это на Камчатке.

И, наконец, гармоничное развитие арктических и дальневосточных территорий требует, в том числе и создания современной автодорожной сети, способной обеспечить всесезонную доставку грузов небольшими партиями — от портовых зон к населенным пунктам и предприятиям. В том числе — решать задачи обороноспособности. Дороги регионального и местного значения свяжут населенные пункты, добывающие и перерабатывающие предприятия.

Мы видим, что строить планирует как государство, так и частные компании. Все эти средства необходимо инвестировать в свои отечественные разработки, материалы и технологии.

И здесь нам крайне важно проследить последовательность принципов импортозамещения, экологичности технологий и материалов, а также эффективности расходования бюджетных средств, для того чтобы по итогу мы получили положительный эффект в технологическом развитии, выигрывали технологическую и геополитическую конкуренцию на международной арене, что в период санкций будет непросто. Россия обладает необходимым для этого потенциалом.

Реализация столь масштабных приоритетов как развитие Арктики и Дальнего Востока требует ежегодных существенных вложений из госбюджета, поэтому мы должны быть рациональными, хозяйственными, экономными и эффективными в целом и на других объектах по другим регионам нашей страны. В данном случае мы готовы применять как законодательное стимулирование, так и парламентский контроль. Необходимо законодательно создавать условия и стимулы для их продвижения и развития в стране, в регионах, что позволит нам уходить от импортной зависимости и экономить бюджет.

От редакции

Мнение подготовлено на основе выступления Павла Федяева в рамках круглого стола «Современная Арктика: вопросы международного сотрудничества, политики, экономики и безопасности», прошедшего 22 ноября в Институте Европы РАН.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Онлайн-оплата таможенных пошлин и платежей таможенной картой

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Три месяца каникул для новых клиентов "Таможенной карты"!

Откройте таможенную карту до 31 декабря 2017 года и получите три месяца бесплатного обслуживания.