Наталия Орлова
Руководитель Центра макроэкономического анализа Альфа-Банка

Потенциал дополнительного увеличения собираемости налогов выглядит ограниченным

2018-03-02 Потенциал дополнительного увеличения собираемости налогов выглядит ограниченным

Фото: depositphotos.com

По словам Орловой, необходимость пересмотра существующих налоговых ставок, судя по всему, неизбежна

О том, почему собираемость налогов — это хорошо для бюджета, но плохо для роста экономики.

В минувшем году акцент в бюджетной политике был сделан на росте собираемости налоговых сборов. По нашим оценкам, ненефтяные налоговые доходы консолидированного бюджета выросли на 2,5 трлн руб. за 2017 год — в том числе на 1 трлн руб. в результате роста собираемости налогов. Эти усилия правительства повредили темпам роста в таких сегментах как сельское хозяйство и строительство, хотя и стали основанием для недавнего решения агентства S&P повысить суверенный рейтинг России.

Поскольку проведение налоговой реформы в год выборов неуместно, то в 2018 году ставка будет по-прежнему сделана на дальнейшее улучшение собираемости налогов: заложенные в бюджет дополнительные 0,5 трлн руб. от сбора НДС подтверждают наше решение понизить прогноз роста ВВП на 2018 года до 1,0% г/г.

Существует ли дополнительный потенциал для улучшения собираемости налогов?

Пару лет назад международные агентства оценили, что в результате уклонения от уплаты налогов российский бюджет может недосчитываться 4–5 трлн руб. в год, включая потери от неформального сектора и различных мошеннических схем.

По данным Минфина, уклонение от уплаты налогов неформального сектора обходится бюджету примерно в 3 трлн руб. в год, в том числе примерно 2 трлн руб. приходится на недосборы подоходного налога. Учитывая продолжающийся рост занятости в неформальном секторе, мы сомневаемся, что в этой сфере можно увеличить собираемость налогов.

Различные мошеннические схемы обходятся бюджету еще в 1–2 трлн руб. в год. При этом значительная часть уклонений от налогов приходится на НДС. Например, фиктивное возмещение НДС из бюджета оценивается примерно в 500 млрд руб. в год.

Усилия по сбору НДС были в центре внимания последние годы: в итоге уровень собираемости после локального минимума в 2013 году сейчас вернулся к значениям 2011 года и всего на 10% ниже уровня собираемости 2007 года. Это означает, что потенциал дополнительного увеличения собираемости налогов выглядит ограниченным.

О мерах по повышению собираемости налогов

Они положительно влияют на бюджет, однако при этом вредят экономической активности в ряде отраслей.

Сельское хозяйство — один из таких примеров. Борьба с уходом от налогов разрушила цепочки поставок в некоторых сегментах этого сектора и оказала негативное влияние на производство. В итоге после роста сектора в среднем на 3% г/г в , в 2017 году он вырос всего на 1,2% г/г, несмотря на рекордный с 2008 года урожай.

Другим примером является строительный сектор — на него приходится около трети всех обнаруженных фактов уклонения от уплаты налогов. После снижения темпов роста этого сектора на 4,2% г/г в 2016 году он продолжил снижение еще на 1,4% г/г в 2017 году.

Таким образом, ужесточение налогового администрирования явно позитивно для бюджета, но, судя по всему, временно оказывает сдерживающий эффект на рост ВВП.

Прогнозы на 2018 год

Усилия в сфере улучшения собираемости налогов в 2018 году объясняют повышение рейтинга и помогут сдерживать рост процентных расходов по обслуживанию долгу. Проект бюджета предусматривает увеличение доходов от НДС еще на 0,5 трлн руб., что, на наш взгляд, является знаком того, что правительство продолжит уделять повышенное внимание вопросу улучшения собираемости налогов именно в данной области.

Дальнейший рост ненефтяных доходов бюджета поможет правительству сохранить контроль над ценой на нефть, балансирующей бюджет — сейчас мы прогнозируем ее на уровне $63/барр. в этом году. Мы считаем, что улучшение в налоговом администрировании стало одним из главных аргументов в пользу решения повысить суверенный рейтинг России с BB+ до инвестиционного уровня BBB-.

Это решение важно для бюджетной стабильности, так как оно может помочь снизить давление по обслуживанию долга: в данный момент годовые процентные расходы российского федерального бюджета составляют около 0,7 трлн руб. (0,6% ВВП) в связи с обслуживанием внутреннего долга в размере 7,2 трлн руб. и внешнего долга в $50,5 млрд.

Попытки решить проблему уклонения от уплаты налогов не исключают необходимости повышать ставки налогов. Учитывая наш вывод о том, что потенциал для дальнейшего увеличения собираемости налогов ограничен, необходимость пересмотра существующих налоговых ставок, судя по всему, неизбежна.

Значительное улучшение собираемости НДС и некоторый потенциал по улучшению его администрирования являются веским аргументом в пользу повышения ставки именно этого налога в будущем. Мы видим два следствия этого события:

  • Ожидаем ускорения консолидации в некоторых секторах, в том числе в сельском хозяйстве, из-за дальнейшего давления налоговых властей;

  • Очень вероятно, что рост налоговой нагрузки продолжит оказывать негативный эффект на экономический рост, так как в ряде сегментов потребуется реструктурировать логистические цепочки.

В целом мы ожидаем, что усилия правительства будут позитивны для стабильности бюджета, но краткосрочно ограничивают перспективы роста, что вписывается в наше недавнее решение понизить прогноз роста ВВП до 1,0% г/г на 2018 год.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru
Компании: Альфа-Банк

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования