Эксперты участникам ВЭД: какой будет жизнь без закона о валютном регулировании и контроле

2018-03-20 Эксперты участникам ВЭД: какой будет жизнь без закона о валютном регулировании и контроле
Фото: depositphotos.com

Предлагаемая экспертами реформа валютного регулирования позволит отказаться от устаревших валютных ограничений, ставших анахронизмом во всех развитых странах, и приведет к снижению издержек бизнеса

CustomsForum.ru о предложениях экспертов по либерализации валютного законодательства в России.

На прошлой неделе мы рассказали об исследовании «Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России», проведенном Центром стратегических разработок, РАНХиГС, Институтом Гайдара и Всероссийской академией внешней торговли.

Напомним, среди главных валютных ограничений эксперты назвали требование репатриации валютной выручки (возврат в Россию юрлицами и ИП в обязательном порядке средств, полученных в рамках внешнеэкономических договоров) и закрытый перечень операций по зарубежным счетам (определены 6 разрешенных операций для всех категорий резидентов, 12 операций — для физических лиц и всего 5 операций — для юридических лиц).

Без репатриации, но с противодействием выводу капитала

Сегодня поговорим о гипотетической либерализации валютного регулирования в России, в рамках которой властям предлагается поэтапно отметить ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»: 

Первый этап — устранение ключевых барьеров валютного регулирования к концу 2018 года.

«Во-первых, Минфину совместно с Банком России необходимо разработать поправки в законодательство, отменяющие требования репатриации и устанавливающие открытый режим использования зарубежных счетов.

Во-вторых, Минфином и Банком России должны быть подготовлены предложения, устраняющие запрет на валютные операции между резидентами и устанавливающие в ГК РФ запрет на использование иностранной валюты в качестве платежного средства на территории РФ (это оправдано с точки зрения дедолларизации российской экономики)».

Из доклада «Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России»

При этом требование репатриации, по мнению авторов исследования, должно быть отменено при условии, что в законодательстве о противодействии отмыванию денежных средств будут установлены правила мониторинга исполнения внешнеэкономических сделок. 

С помощью таких правил и механизмов планируется выявлять случаи отмывания денежных средств в ходе внешнеэкономической деятельности, которые происходят за счет предоставления не соответствующих действительности данных о цене, количестве и качестве импортируемых или экспортируемых товаров (например, путем завышения или занижения сумм внешнеторговых контрактов).

«В-третьих, для обеспечения безопасности трансграничного движения капитала необходимо дополнить перечень необычных сделок в приказе Росфинмониторинга № 103, приведя документ в соответствии со стандартами ФАТФ. К примеру, включить в него случаи, когда отгруженный товар соответствует определению товара с „повышенным риском отмывания денег“. Или когда сделка предполагает использование многократно исправляемых или часто продлеваемых аккредитивов».

Из доклада «Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России»

Эксперты надеются, что представители таможенных органов и подразделений финансовой разведки наладят нормальное информационное взаимодействие не только внутри страны — «за счет спонтанного обмена информацией в случае подозрений на возможные правонарушения», но и на международном уровне (за счет расширения географического охвата межведомственных соглашений, включения положений о спонтанном и автоматическом обмене, помощи в расследованиях).

Таможенникам нужно плотнее работать с финразведкой

В ходе второго этапа либерализации (2019–2020) предлагается отменить требование подачи отчетности лицами, чьи счета находятся в странах, с которыми РФ автоматически обменивается информацией в соответствии с CRS MCAA.

«Требование о необходимости не только уведомления о наличии у налогового резидента России зарубежного счета, но и о предоставлении в ФНС отчета по такому счету сохраняет смысл в отношении счетов в странах, с которыми обмен информацией не осуществляется.

Данное условие будет актуально до тех пор, пока с юрисдикцией, в которой расположен финансовый институт, открывший счет российскому резиденту, не будет обеспечен автоматический обмен информацией».

Из доклада «Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России»

По данным на середину февраля 2018 года, Россия достигла договоренности об обмене информацией по зарубежным счетам налоговых резидентов с 73 государствами. В частности, с большинством стран ОЭСР, Кипром, Китаем, Лихтенштейном, Саудовской Аравией, Британскими Виргинскими и Каймановыми островами.

«Офшорные юрисдикции будут предоставлять информацию о российских налоговых резидентах в одностороннем порядке. Договоренности о передаче информации Россией заключены в отношении 56 стран. По данным на конец января 2018 года, в списке государств, с которыми Россия заключила соглашения об обмене, отсутствуют Канада, Израиль, Панама, Бахрейн. США не участвуют в обмене по CRS MCAA, т. к. необходимую информацию об американских резидентах получают в соответствии с законом FATCA».

Из доклада «Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России»

Если ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» отменят

В таком случае «понятийный аппарат», который сегодня закреплен в валютном законодательстве, нужно перенести в другие нормативно-правовые акты. Например, определенное в настоящее время в ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» понятие «иностранная валюта» должно быть отражено в ст. 140 ГК РФ «Деньги (валюта)», а понятия «внутренних и внешних ценных бумаг» — в ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Требования об уведомлении о зарубежных счетах и о предоставлении отчетности по ним должны быть перенесены в НК РФ и применяться, соответственно, в отношении налоговых резидентов. 

При этом отмена валютных ограничений (требования репатриации, ограниченного перечня операций по зачислению денежных средств на зарубежные счета) приводит к тому, что нет необходимости определять круг лиц, к которым применяются валютные ограничения, — валютных резидентов.

По мнению представителей Центра стратегических разработок, РАНХиГС, Института Гайдара и Всероссийской академии внешней торговли, понятие резидента в целях валютного регулирования является избыточным: для налоговых целей применяется понятие «налоговый резидент», для целей других публичных и гражданских правоотношений — «гражданин», «место жительства гражданина».

«В целом, предлагаемая реформа валютного регулирования позволит отказаться от устаревших валютных ограничений, ставших анахронизмом во всех развитых странах. Это приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности в РФ».

Из доклада «Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России»

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования