Гайдаровский форум: валютный контроль – отменить нельзя оставить

2019-01-25 Гайдаровский форум: валютный контроль – отменить нельзя оставить
Фото: gaidarforum.ru
Около 13,5 тыс. экспертов, представителей бизнеса и власти приняли участие в Х Гайдаровском форуме
CustomsForum.ru цитирует наиболее интересные высказывания, прозвучавшие в рамках экспертной дискуссии «Как безболезненно отменить валютный контроль» Х Гайдаровского форума.

В ходе дискуссии, прошедшей 17 января 2019 года на Х юбилейном Гайдаровском форуме, обсуждались предложения по реформе системы валютного регулирования, отмене архаичных валютных ограничений и переходу на альтернативные инструменты контроля за движением денежных средств.

«Процесс движется, мы видим, что власть прислушивается к нашим соображениям, часто их разделяет, хотя и проявляет некую осторожность в скорости изменений».

Ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев

Как напомнил модератор сессии, изначально валютный контроль был инструментом макроэкономического регулирования, призванным предотвратить отток капиталов и обеспечить стабильность валюты. 

«Сегодня мы обсудим, если сейчас такая цель и, вообще, нужно ли с помощью такого рода инструментов добиваться макроэкономической стабильности».

Ректор Всероссийской академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев

Ключевой доклад дискуссии презентовала руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко. По ее словам, главный вывод — эксперты не видят макроэкономических рисков в случае отмены валютного контроля. Цитаты из выступления Антонины Левашенко мы и предлагаем вашему вниманию.

«Если в закон постоянно вносятся изменения, то возникает вопрос: а нужен ли такой закон?»

«За последние несколько лет мы наблюдаем предложения Минфина в виде законопроектов, которые направлены на либерализацию валютного контроля. В них идет речь о репатриации в виде рублевой выручки, о постоянном изменении статьи 12, связанной с ограничениями по зарубежным счетам, о переходе с термина «репатриация» к «принципу учета внешнеторговых контрактов».

«Мы наблюдаем отдельные моменты, вносящие изменения в Федеральный закон о валютном контроле. С одной стороны, это может говорить о том, что мы движемся в сторону либерализации. С другой, если быть честными, если в закон постоянно вносятся изменения, возникает вопрос — а нужен ли такой закон».

«Очень часто принимаемые изменения связаны с лоббистскими статьями в отношении отдельных отраслей бизнеса»

«К примеру, облегчается жизнь строительной сферы. Очевидно, изменения принимаются для тех сфер, у которых есть больше возможности повлиять на изменения законодательства».

«Отрасль, для которой валютный контроль является большой проблемой с точки зрения высокого потенциала экспорта, но невозможности его реализации в полной мере, является IT-сфера. Потому что зарубежные IT-компании предпочитают заключать контракты в электронном виде. И весь документооборот, связанный с валютным контролем, для них это непонятные ограничения, дополнительные функции, которыми зарубежные компании не хотят заниматься, контактируя с российским бизнесом».

«Да и строительная отрасль, имеющая более льготное положение по валютному контролю, неоднократно говорила: с учетом тех стран, где ведется бизнес, срок конвертации местной валюты в национальную настолько длинный, что требования репатриации все равно невозможно соблюсти».

«Фактически мы видим, что Федеральный закон о валютном контроле является ограничением для всех типов компаний».

«Когда мы говорим о реформе валютного контроля, то в первую очередь речь идет об отмене двух ограничений»

«Это требование репатриации и ограничения по зарубежным счетам. Они ставят в неравные условия российский бизнес, отечественных экспортеров по сравнению с их конкурентами из развитых стран, в которых, даже если и применяются меры валютного контроля, то они носят временный характер».

«Почему мы также говорим о необходимости совершенствования налогового администрирования и системы противодействия отмыванию денежных средств, финансированию терроризма? Ведь раньше об этом не говорили или говорили не так активно... Нас вынудили аргументы, которые мы в том числе услышали от органов государственной власти».

«Они сказали: «Хорошо, мы отменим Федеральный закон о валютном контроле, понятие „валютный резидент“ (которое сейчас во многом схоже с понятием „налоговый резидент“). Но каким образом сможем тогда контролировать, например, информацию по активам людей, которые находятся за рубежом? Сейчас мы ее контролируем через отчетность, которая подается валютными резидентами».

«Фактически эта отчетность используется в целях налогового администрирования. И если до недавнего времени можно было с этим согласиться, то сейчас Россия является членом системы автоматического обмена налоговой информацией (заключены соглашения более чем с 80 странами) и уже обменивается сведениями о зарубежных счетах и операциях с ними в отношении собственных налоговых резидентов».

«То есть, уже есть инструмент. Зачем тогда оставлять требование по отчетности в рамках валютного законодательства? Ограничение по зарубежным счетам вообще работает против самой логики подачи отчетности. Потому что люди, которые нарушают валютное законодательство, просто могут не подавать отчетность, боясь ответственности за административное правонарушение».

«Если вы используете валютный закон в целях налогового администрирования, то и налоговое администрирование тогда нужно улучшать. А понятие валютного резидента стоит отменить, ведь отчетность собирается фактически для налоговых резидентов. Валютный резидент просто не нужен!».

«Предлагаем пересмотреть понятие налогового резидентства»

«С недавнего времени идет политика деофшоризации. Если раньше налоговый резидент со ставкой в 13% был достаточно интересным вариантом, то мы ввели инструменты деофшоризации, контролируем иностранные компании как фактических получателей дохода. И это привело к тому, что богатые налоговые резиденты уходят от того, чтобы подавать отчетность по иностранным компаниям, фактически приобретая резидентство других стран».

«У нас есть два типа предложений. Первый связан с рискориентированным подходом. То есть, нужно ввести дополнительные критерии признания лица налоговым резидентом через содержательные параметры. К примеру, через концепцию жизненных интересов, концепцию фактического ведения бизнеса. Но! В отношении тех налоговых резидентов, которые за последние несколько лет умышленно утратили налоговое резидентство Российской Федерации и при этом приобрели резидентство офшорных юрисдикций».

«Мы говорим об очень малом количестве лиц, но с очень высоким доходом. Но не говорим, что такая концепция должна применяться ко всем».

«Второй подход связан с тем, чтобы уменьшить фактор „183 дня“ до 90 дней. Но у этого подхода есть минусы. Да, мы получим большее количество налоговых резидентов. Но нам нужно их администрировать, а в мире все-таки принят подход „183 дня“. Возникнут конфликты налоговых резидентств».

«Второй большой блок вопросов связан с противодействием отмыванию денежных средств»

«В качестве одного из аргументов в пользу оставления Федерального закона о валютном контроле мы слышим то, что инструмент репатриации позволяет избегать оттока капитала и возвращать капитал на территорию РФ. Но это не может быть самоцелью! Если мы говорим о том, что деньги уходят по контрактам, то должны понимать — действительно ли эти деньги были добыты честным путем, не идут ли они на противоправные деяния».

«У нас есть ряд предложений, которые касаются международной торговли и действительно будут работать на то, что деньги, уходящие и приходящие в России, не окажутся грязными».

«Первое — введение дополнительных индикаторов для рисковых сделок в рамках международной торговли».

«Второе — взаимодействие Росфинмониторинга, таможенной и налоговой служб в части оперативного обмена информацией. Сейчас такой порядок взаимодействия при расследовании случаев отмывания практически не определен, его необходимо сделать».

«Классическое предложение — расширение международного сотрудничества нашей службы финансовой разведки с зарубежными коллегами. Предлагаем разработать руководство для банков с целью минимизации рисков отмывания в международной торговле — большой гайд, который должен формироваться Росфинмониторингом с демонстрацией типов рисков на примере конкретных кейсов».
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования