А король-то голый: почему бизнес не оценил УЭО
CustomsForum.ru о том, почему, несмотря на все упрощения, предлагаемые Таможенным кодексом ЕАЭС уполномоченным экономическим операторам, участники ВЭД не особо горят желанием получить статус УЭО.
Как рассказали CustomsForum.ru в Федеральной таможенной службе, по состоянию на 30 августа 2018 года статус УЭО в России получили 187 юридических лиц. При этом 68% (127 операторов) используют предоставленные специальные упрощения для ведения производственной деятельности, 32% (60 операторов) — при осуществлении иной экономической деятельности. Например, при поставке товаров в торговые сети.
«Через уполномоченных экономических операторов проходит декларирование от 5 до 8% товарооборота».
Для действующих уполномоченных экономических операторов таможенная служба в конце августа провела семинар, в ходе которого бизнес и таможенники обсудили вопросы грядущих законодательных изменений. В частности, вопрос отнесения к категории низкого уровня риска юридических лиц, получивших статус УЭО в соответствии с положениями Таможенного кодекса ЕАЭС.
«Кроме того, существенно увеличено количество предоставляемых специальных упрощений и закреплена норма об отсутствии необходимости внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при проверке документов и сведений, при контроле таможенной стоимости и при проведении таможенной экспертизы.
Свидетельства существующих УЭО будут действовать до 1 января 2020 года. До этого момента компаниям, претендующим на работу в статусе УЭО, необходимо подать в ФТС России заявки для включения в реестр».
К уполномоченным экономическим операторам бывший главный таможенный документ — Таможенный кодекс Таможенного союза — не особо-то и благоволил: таможенный контроль в общеустановленном порядке и всего три специальных упрощения.
А вот Таможенный кодекс Евразийского экономического союза сулит бизнесу гораздо больше поблажек. Так, УЭО автоматически будет считаться компанией с низким уровнем риска, получит 16 специальных упрощений и сможет не предоставлять обеспечение при таможенном контроле.
Самый лакомый (на бумаге — прим. редакции) кусочек — это, конечно же, свидетельство УЭО III типа: специальные упрощения, связанные с осуществлением таможенных операций на площадках УЭО и с таможенным транзитом товаров; выпуск товаров до подачи декларации на товары. Плюс проведение таможенного контроля в форме таможенного осмотра или таможенного досмотра в первоочередном порядке.
Бочка дегтя в ложке меда
Как вы прекрасно понимаете, если есть пряник, то где-то рядом и кнут. И в случае с УЭО кнутом выступают причины, по которым бизнесу достаточно просто лишиться статуса уполномоченного экономического оператора. Основания для приостановления деятельности УЭО следующие (согласно ТК ЕАЭС и Федеральному закону от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании»):
Заявление о приостановлении действия свидетельства УЭО;
Несоответствие условиям включения в реестр УЭО;
Возбуждение дела об АП в отношении УЭО;
Возбуждение уголовного дела в отношении руководителя, главного бухгалтера УЭО;
Возбуждение процедуры банкротства;
Непредставление отчетности;
Возбуждение уголовного дела в отношении учредителя или акционера УЭО, имеющего 10% акций или более;
Наличие задолженности по уплате таможенных платежей;
Неисполнение иных обязанностей УЭО.
Помните высказывание: «Не бывает здоровых людей! Бывают недообследованные»? Так вот и с бизнесом так же — в отношении каждого законопослушного участника ВЭД можно найти повод для возбуждения административного дела. Было бы желание! Но гораздо проще нарушить такие пункты, как «непредставление отчетности» и «наличие задолженности по уплате таможенных платежей». За этим следует приостановление действия свидетельства УЭО, а там недалеко и до лишения статуса. Кстати, вот весь перечень оснований для лишения статуса УЭО:
Заявление об исключении из реестра УЭО;
Ликвидация УЭО;
Привлечение УЭО к административной ответственности;
Привлечение руководителя или главного бухгалтера УЭО к уголовной ответственности;
Реорганизация УЭО (за исключением преобразования);
Неустранение оснований для приостановления действия свидетельства;
Привлечение к уголовной ответственности учредителя или акционера УЭО, имеющего 10% акций или более;
Расторжение соглашения о взаимодействии;
Неоднократное неисполнение обязанностей УЭО;
Взаимосвязь с УЭО, исключенным из реестра за нарушение законодательства;
Нарушение требований о деофшоризации.
«Выявляемые таможенными органами нарушения: нарушения требований о «деофшоризации» при применении специальных упрощений, нарушения сроков подачи декларации на товары при выпуске товаров до подачи ДТ, заявление недостоверных сведений о товарах при выпуске товаров до подачи ДТ, несоблюдение сроков уплаты таможенных платежей и наличие у организаций признаков «фирмы-однодневки».
Мнение бизнеса
Да и сам российский бизнес не скрывает своего скептицизма в отношении данного ноу-хау. Точнее — в отношении того, как именно в России подошли к воплощению в жизнь института уполномоченных экономических операторов.
Это фиаско, братан!
«По ходу подготовки ТК ЕАЭС только и было разговоров об институте уполномоченного экономического оператора. Мол, огромные преференции вам дадим, если будете белыми-пушистыми и миллион евро обеспечения внесете (те, кто хочет работать как таможенный представитель — УЭО) или склад свой построите (для производителей). И выпуск до подачи вам устроят, и инспектор сам будет бежать навстречу фуре/самолету, чтобы в первую очередь вас, привилегированного, оформить. А еще и автоматически низкий уровень риска обещали присвоить.
А в итоге с начала года статус УЭО получили считаные единицы. Это фиаско, столько работы — и все впустую! Почему не выстроилась очередь желающих получить статус? Да все потому же: риски работают как на обычном импортере, контроль с пристрастием, платежи те же, закрывать транзит у себя неинтересно.
Более того: при перерегистрации ФТС требует наличие программного обеспечения для отслеживания товаров в режиме реального времени. Ну и доступ к нему для контролирующих органов. При этом у таможенных представителей, которые хотят получить статус уполномоченного экономического оператора, никаких товаров и систем учета нет. А у работающих УЭО, как правило, есть что-то, не устраивающее ФТС, и отказы идут пачками.
Итак, УЭО преподносилось нам как ноу-хау, позаимствованное на западе, как король всех упрощений. Да только что там классного, кроме возможности не заезжать на СВХ? И в итоге подумал бизнес... И не захотел рваться в эти «райские кущи».
Все хотят быть «белыми и пушистыми»... Но не в статусе УЭО
«Слава богу, уходят в прошлое те времена, когда принадлежность участника ВЭД к касте „белых и пушистых“ определялась на прищур конкретного таможенного инспектора. Или по тому, использует ли он для оплаты пошлин нашу таможенную карту. А ведь был и такой период времени.
Наконец-то определены четкие критерии, которые не зависят от мнения конкретного чиновника. Наконец-то вместо тотального контроля ФТС переходит к использованию современных, в том числе банковских, многократно опробованных, механизмов систем управления рисками. В итоге таможенные процедуры становятся проще и даже гармоничнее.
Среди зарегистрированных на сегодня уполномоченных экономических операторов достаточно много наших постоянных клиентов, из общения с ними знаем, что раньше не все получаемые благодаря статусу преференции, на самом деле оказывались выгодными. Некоторые даже сами отказывались от такой модели сотрудничества.
И вот пару лет назад нам пообещали „революционный“ Таможенный кодекс ЕАЭС, в котором УЭО поделят на три типа, введут градацию размера финансового обременения и плюшки в виде различного рода послаблений. Наступил 2018 год, и бизнес, увы, в очередной раз столкнулся с реальностью, когда все хорошо только на бумаге. В итоге сейчас кандидатам в „белые и пушистые“ хочется попасть в низкий уровень риска, так называемый зеленый сектор, а не заморачиваться с получением ненужного им статуса уполномоченного экономического оператора».
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
- Особенности ввоза/вывоза отдельных видов товаров
«КВТ Сервис»