На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 22.04.2018 Курсы валют ЦБ РФ
Стратегический партнер проекта

Эксперты участникам ВЭД: какой будет жизнь без закона о валютном регулировании и контроле

2018-03-20 Эксперты участникам ВЭД: какой будет жизнь без закона о валютном регулировании и контроле
20.03.2018 18:01 0 Архив |
Эксперты участникам ВЭД: какой будет жизнь без закона о валютном регулировании и контроле
Фото: depositphotos.com

Предлагаемая экспертами реформа валютного регулирования позволит отказаться от устаревших валютных ограничений, ставших анахронизмом во всех развитых странах, и приведет к снижению издержек бизнеса

CustomsForum.ru о предложениях экспертов по либерализации валютного законодательства в России.

На прошлой неделе мы рассказали об исследовании «Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России», проведенном Центром стратегических разработок, РАНХиГС, Институтом Гайдара и Всероссийской академией внешней торговли.

Напомним, среди главных валютных ограничений эксперты назвали требование репатриации валютной выручки (возврат в Россию юрлицами и ИП в обязательном порядке средств, полученных в рамках внешнеэкономических договоров) и закрытый перечень операций по зарубежным счетам (определены 6 разрешенных операций для всех категорий резидентов, 12 операций — для физических лиц и всего 5 операций — для юридических лиц).

Без репатриации, но с противодействием выводу капитала

Сегодня поговорим о гипотетической либерализации валютного регулирования в России, в рамках которой властям предлагается поэтапно отметить ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»: 

Первый этап — устранение ключевых барьеров валютного регулирования к концу 2018 года.

«Во-первых, Минфину совместно с Банком России необходимо разработать поправки в законодательство, отменяющие требования репатриации и устанавливающие открытый режим использования зарубежных счетов.

Во-вторых, Минфином и Банком России должны быть подготовлены предложения, устраняющие запрет на валютные операции между резидентами и устанавливающие в ГК РФ запрет на использование иностранной валюты в качестве платежного средства на территории РФ (это оправдано с точки зрения дедолларизации российской экономики)».

Из доклада «Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России»

При этом требование репатриации, по мнению авторов исследования, должно быть отменено при условии, что в законодательстве о противодействии отмыванию денежных средств будут установлены правила мониторинга исполнения внешнеэкономических сделок. 

С помощью таких правил и механизмов планируется выявлять случаи отмывания денежных средств в ходе внешнеэкономической деятельности, которые происходят за счет предоставления не соответствующих действительности данных о цене, количестве и качестве импортируемых или экспортируемых товаров (например, путем завышения или занижения сумм внешнеторговых контрактов).

«В-третьих, для обеспечения безопасности трансграничного движения капитала необходимо дополнить перечень необычных сделок в приказе Росфинмониторинга № 103, приведя документ в соответствии со стандартами ФАТФ. К примеру, включить в него случаи, когда отгруженный товар соответствует определению товара с „повышенным риском отмывания денег“. Или когда сделка предполагает использование многократно исправляемых или часто продлеваемых аккредитивов».

Из доклада «Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России»

Эксперты надеются, что представители таможенных органов и подразделений финансовой разведки наладят нормальное информационное взаимодействие не только внутри страны — «за счет спонтанного обмена информацией в случае подозрений на возможные правонарушения», но и на международном уровне (за счет расширения географического охвата межведомственных соглашений, включения положений о спонтанном и автоматическом обмене, помощи в расследованиях).

Таможенникам нужно плотнее работать с финразведкой

В ходе второго этапа либерализации (2019–2020) предлагается отменить требование подачи отчетности лицами, чьи счета находятся в странах, с которыми РФ автоматически обменивается информацией в соответствии с CRS MCAA.

«Требование о необходимости не только уведомления о наличии у налогового резидента России зарубежного счета, но и о предоставлении в ФНС отчета по такому счету сохраняет смысл в отношении счетов в странах, с которыми обмен информацией не осуществляется.

Данное условие будет актуально до тех пор, пока с юрисдикцией, в которой расположен финансовый институт, открывший счет российскому резиденту, не будет обеспечен автоматический обмен информацией».

Из доклада «Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России»

По данным на середину февраля 2018 года, Россия достигла договоренности об обмене информацией по зарубежным счетам налоговых резидентов с 73 государствами. В частности, с большинством стран ОЭСР, Кипром, Китаем, Лихтенштейном, Саудовской Аравией, Британскими Виргинскими и Каймановыми островами.

«Офшорные юрисдикции будут предоставлять информацию о российских налоговых резидентах в одностороннем порядке. Договоренности о передаче информации Россией заключены в отношении 56 стран. По данным на конец января 2018 года, в списке государств, с которыми Россия заключила соглашения об обмене, отсутствуют Канада, Израиль, Панама, Бахрейн. США не участвуют в обмене по CRS MCAA, т. к. необходимую информацию об американских резидентах получают в соответствии с законом FATCA».

Из доклада «Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России»

Если ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» отменят

В таком случае «понятийный аппарат», который сегодня закреплен в валютном законодательстве, нужно перенести в другие нормативно-правовые акты. Например, определенное в настоящее время в ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» понятие «иностранная валюта» должно быть отражено в ст. 140 ГК РФ «Деньги (валюта)», а понятия «внутренних и внешних ценных бумаг» — в ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Требования об уведомлении о зарубежных счетах и о предоставлении отчетности по ним должны быть перенесены в НК РФ и применяться, соответственно, в отношении налоговых резидентов. 

При этом отмена валютных ограничений (требования репатриации, ограниченного перечня операций по зачислению денежных средств на зарубежные счета) приводит к тому, что нет необходимости определять круг лиц, к которым применяются валютные ограничения, — валютных резидентов.

По мнению представителей Центра стратегических разработок, РАНХиГС, Института Гайдара и Всероссийской академии внешней торговли, понятие резидента в целях валютного регулирования является избыточным: для налоговых целей применяется понятие «налоговый резидент», для целей других публичных и гражданских правоотношений — «гражданин», «место жительства гражданина».

«В целом, предлагаемая реформа валютного регулирования позволит отказаться от устаревших валютных ограничений, ставших анахронизмом во всех развитых странах. Это приведет к снижению издержек российских экономических агентов и будет способствовать повышению экономической активности в РФ».

Из доклада «Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России»

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Онлайн-оплата таможенных пошлин и платежей таможенной картой

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24/7. Получите таможенную карту в вашем банке.