ФТС России о рейтинге Doing Business: в тридцатке лидеров — страны без таможенных границ
Как отметил Руслан Давыдов (справа), импортные товары в
На минувшей неделе в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция первого заместителя руководителя Федеральной таможенной службы России и по совместительству вице-председателя Совета Всемирной таможенной организации Руслана Давыдова.
Представитель ФТС отчитался перед журналистами о работе, которую проделывают отечественные таможенники дабы укрепить позиции страны в рейтинге Doing Business Всемирного банка. И пояснил, почему многие страны опережают Россию, не прикладывая для этого особых усилий. Давайте и мы с вами ознакомимся с краткими выдержками из выступления второго лица Федеральной таможенной службы.
СМЭВ — это наша «фишка»
Результаты по оформлению поставок, не попавших под действие системы управления рисками, значительны и заметны. По импорту время оформления сократилось с 48 часов до 1 часа 37 минут. По экспорту — с 4 часов до 47 минут.
Этих результатов невозможно было бы достичь без Системы межведомственного электронного взаимодействия. На сегодняшний день ФТС России, пожалуй, среди всех ведомств является лидером по внедрению СМЭВ в практическую работу. У нас практически по каждой декларации ведется межведомственный электронный обмен.
Передаются огромные объемы информации. В первую очередь, в налоговую службу и Росаккредитацию.
Допустим, вы хотите взять кредит, у вас прекрасный рейтинг кредитоспособности. Но вам все равно придется лично побывать в банке. И у вас все равно снова запросят все данные, несмотря на то, что они есть у банка.
У нас принципиально другой подход, своя «фишка». Благодаря СМЭВ мы у декларанта не запрашиваем данные, которые уже есть в других ведомствах.
Об автоматизации таможенных операций
Доля автоматически зарегистрированных деклараций на товары (%) | |||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | ||
Экспорт | 1 | 28 | 36 | 52 | |
Импорт | - | - | 1,6 | 11 | |
Доля автоматически выпущенных деклараций на товары | |||||
Экспорт | - | 5 | 20 | 25 | |
Импорт | - | - | - | 6,3 |
Со 140-го места на 100-е
За последний год Россия в рейтинге Doing Business поднялась на 40 пунктов, поднявшись со 140 до 100. Сам рейтинг Doing Business для всех стран носит очень узкосекторальный характер оценки. Оценивается только импорт автозапчастей в страну и экспорт только одного товара, по которому страна имеет конкурентное преимущество. В нашем случае Всемирный банк выбрал сталь 72 группы.
То есть, в отношении России оценка делалась на двух примерах: экспорт стали в Италию через Санкт-Петербург и импорт автозапчастей из Германии в Москву.
Любому, даже не сильно подкованному в таможенной тематике человеку понятно, что импорт — это всегда сложнее. Потому что действуют запреты и ограничения, меры по защите экономических интересов, в целях контроля таможенной стоимости.
Получается, что для Москвы Всемирным банком ставится время прохождения товаром границы — 14 часов, а для экспорта — 72. Совершенно парадоксальный результат!
Недавно прошло заседание политической комиссии Всемирной таможенной организации, в ходе которого обсуждался и сравнивался рейтинг Doing Business с рейтингом самой ВТамО. Таможенных служб, удовлетворенных оценкой Doing Business Всемирного банка, просто не было.
Особенно возмущались бразильцы, которые по методике Всемирного банка провели свою альтернативную оценку. Результаты оказались совершенно другими.
Хитрость в том — с кем ты торгуешь
Страны ЕАЭС | «Doing Business 2012» | «Doing Business 2017» | «Doing Business 2018» |
Беларусь | 152 | 30 | 30 |
Армения | 104 | 48 | 52 |
Кыргызстан | 171 | 79 | 84 |
Россия | 160 | 140 | 100 |
Казахстан | 176 | 119 | 123 |
Видите, какой скачок сделала Белоруссия по показателю «Международная торговля»? Со 152-го на 30-е место! Потому что Всемирный банк изменил методику оценки. Раньше мерил отправку вообще в любую страну, теперь же — в адрес страны - главного торгового партнера.
Белоруссии повезло. У нее главный торговый партнер — Российская Федерация. Между нами нет таможенной границы, поэтому Республика Беларусь замкнула тридцатку стран-лидеров. В этой тридцатке лидеров — все страны, у которых нет таможенных границ. У них часы, минуты, очки, доллары — все по нулям!
У Армении Россия также главный торговый партнер. Но есть небольшой нюанс — товары нужно везти через Грузию. Поэтому страна и не входит в тридцатку. Киргизии и Казахстану повезло меньше — у них торговые партнеры Россия с Китаем.
Возвращаемся к секторальному рейтингу. У России главный партнер по импорту автозапчастей — Германия, по экспорту стали — Италия. И там, и там есть таможенная граница. Но при этом справляемся довольно неплохо.
По сравнению со странами, не входящими в ЕАЭС, картина следующая:
Россия | Венгрия, Бельгия, Испания, Чехия, Хорватия, Франция, Италия, Португалия, Люксембург, Польша, Австрия, Дания, Словакия, Словения, Нидерланды, Румыния | |
Место в рейтинге | 100 | 1 |
Временные затраты (экспорт, часы) | ||
Подготовка документов | 25,4 | 1 |
Прохождение границы | 72 | 0 |
Финансовые затраты (экспорт, доллары США) | ||
Подготовка документов | 92 | 0 |
Прохождение границы | 665 | 0 |
Временные затраты (импорт, часы) | ||
Подготовка документов | 42,5 | 1 |
Прохождение границы | 38,6 | 0 |
Финансовые затраты (импорт, доллары США) | ||
Подготовка документов | 152,5 | 0 |
Прохождение границы | 587,5 | 0 |
Это все страны Евросоюза, у которых главным торговым партнером является Германия. Поэтому время и затраты по нулям. Лишь требуется некоторое время на подготовку документов.
Чтобы России попасть в двадцатку или тридцатку, нужно тоже все показатели приблизить к нулю. То есть, развивать сотрудничество в Евразийском экономическом союзе — чтобы кто-нибудь из стран ЕАЭС стал нашим главным торговым партнером… И у нас бы обнулились показатели!
Резерв для улучшения показателей есть, только таможня к нему не имеет отношения
Итак, что нам сделать, чтобы улучшить позицию в рейтинге исходя из оценки Всемирного банка? Очевидно, что нам надо улучшить позицию Санкт-Петербурга. Потому что для стран с населением свыше 100 миллионов жителей оцениваются два крупнейших экономических центра. Если меньше 100 миллионов — только один.
Москва вроде бы ничего, а вот Санкт-Петербург отстает.
Как сообщает Всемирный банк, время, нужное таможенной администрации на очистку экспортного товара и инспекцию в Санкт-Петербурге — 10 часов. Обработка в порту — 72 часа при стоимости в 365 долларов. На импорт — 96 часов и 725 долларов за обработку груза.
Вот он и резерв для улучшения позиции в рейтинге! Но таможня к этим показателям времени и стоимости не имеет никакого отношения. Дело в том, что в порту Санкт-Петербурга время бесплатного хранения — четверо суток! Груз-то уже оформлен, прошел границу, но его не сразу забирают по определенным причинам. Потому что если ты его забрал, то за хранение груза еще где-то придется платить. Или нужно иметь свои мощности.
Возьмем, скажем, автопроизводителей. Все сейчас стараются работать с колес и экономить на складских услугах. Кстати, автозапчасти практически всегда идут с колес на конвейер.
Прибыли запчасти в порт. Зачем я как автопроизводитель буду тащить их на конвейер, если они мне пока не нужны? А порт мне дает четверо суток. Ну и пусть постоят запчасти в порту эти четверо суток!
Отсюда и ответ на вопрос — сколько у вас простоял контейнер в порту — четверо суток! И его, этот ответ, берут и механически вписывают, получая на выходе показатель в 96 часов. Мы будем со Всемирным банком работать. Хотя уже шесть лет предлагаем учитывать такие особенности, шесть лет об этом рассказываем. Будем и дальше настаивать на объективности. Как говорится, вода камень точит.
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
- Особенности ввоза/вывоза отдельных видов товаров