Вероника Никишина
Министр по торговле Евразийской экономической комиссии

Преодолевая таможенные барьеры и извлекая уроки из сделанных ошибок

2016-10-31 Преодолевая таможенные барьеры и извлекая уроки из сделанных ошибок
Фото: depositphotos.com

Товары из ЕАЭС вынуждены конкурировать с аналогичными продуктами из других стран, в которых присутствуют режимы свободной торговли, на невыгодных условиях

О зонах свободной торговли и о том, как экспортеры из Евразийского экономического союза пытаются найти нишу на зарубежных рынках.

Сейчас режим Евразийского экономического союза с третьими странами, в котором существует наш экспорт, нельзя назвать конкурентоспособным, нельзя назвать благоприятным.

То есть, наша экспортная группа входит на рынки третьих стран, за исключением, может быть Вьетнама, с которым в прошлом году заключили соглашение о свободной торговле, через преодоление барьеров таможенных пошлин.

И мы вынуждены конкурировать с аналогичными товарами и продуктами из других стран, в которых присутствуют режимы свободной торговли, на невыгодных условиях с достаточно высокими таможенными пошлинами. Так что если мы не изменим ситуацию, то каких-то качественных изменений от нашего экспорта ждать не приходится.

Мы, действительно, может быть, немножечко опоздали с точки зрения такой интеграции мировой торговли, потому что вокруг нас существуют региональные интеграционные торговые объединения. Они давно сформировали свой профиль международной торговли, а зона свободной торговли — это только устранение таможенных пошлин. Ну, и они развивают те или иные виды интеграции, кроме таможенных пошлин, которые позволяют им все более тесно встраиваться во взаимодействие друг с другом.

И мы, входя на эти рынки, должны думать не только про устранение таможенных пошлин, но и устранять другие барьеры, которые тут существуют, а для участников этих региональных объединений являются пройденным этапом. Поэтому мы всерьез рассматриваем изменение торгового режима с третьими странами через заключение соглашений о свободной торговле как серьезный инструмент поддержки экспорта.

Сегодня в портфеле стран, по которым ЕАЭС ведет переговоры по заключению торгового соглашения или изучает целесообразность заключения такого соглашения, — Израиль, Китай, Сербия, Корея, Египет, Сингапур, Индия, Иран. Каждая страна индивидуальна в плане как экспортных возможностей, так и инвестиционного сотрудничества.

Примеры стран, которые уже вошли в соглашения свободной торговли, показывают, что и инвестиции в страну начинают поступать гораздо более интенсивно, если страна имеет большой набор соглашений о свободной торговле с другими странами. И через страну производимая с помощью этих инвестиций продукция имеет гарантированный доступ на рынки не только этой страны, у которой они, возможно, не столько емки, но и всех ее партнеров через зоны свободной торговли.

О Сингапуре


Что касается Сингапура, то здесь ситуация, еще более продвинутая, уникальная. С Сингапуром наша структура торговли такова — с точки зрения товарных обменов мы сейчас торгуем беспошлинно, потому что наши основные экспортные продукты это нефть и нефтепродукты. Пошлины на них не действуют.

Сейчас мы видим в Сингапуре очень серьезного партнера в плане инвестиций и торговли услугами, которые являются новой для нас нишей.

О маркировке меховых изделий


Из пяти наших стран проект по маркировке полностью реализован Россией и Беларусью. В Казахстане завершается обработка национального сегмента и происходит тестирование. В Армении и Кыргызстане национальный сегмент находится на стадии разработки.

Да, конечно, есть определенные издержки, связанные с вхождением в новые отношения с точки зрения бизнеса и регуляторов. Что касается этих кейсов, нехватки контрольно-идентификационных знаков или водяных марок, действительно, такая проблема существовала на первых неделях реализации этого проекта.

Связана она была с тем, что всегда бизнес до последнего ждет, а потом одномоментно на Госзнак свалилось большое количество заказов. Предприятие в один короткий исторический промежуток времени выполнить их не смогло.

Правительства понимают такие форс-мажорные, негативные элементы функционирования «пилота» и сделают все, для того, чтобы минимизировать санкции, которые должны будут вступить в силу в отношении немаркированной продукции.

Но те цифры, которые говорит ФНС, показывают уже сейчас даже неожиданный для них результат с точки зрения выведения из тени этой продукции. Я напомню, цель маркировки заключается в том, чтобы уравнять условия для «белого» и «серого» бизнеса. Создать законопослушному налогоплательщику такие условия, которые будут для него не дискриминационными в силу его законопослушничества, а максимально конкурентными.

Планируется подписать протокол, который продлевает действие пилотного проекта еще на 2 года — до конца 2017 года. За этот период мы разработаем предложения по юридическому оформлению маркировки в отношении других номенклатур продукции.

Мы сейчас достаточно серьезно изучаем, какими идентификационными знаками должна маркироваться та или иная продукция для сохранения ее рентабельности.

Пока группы товаров не определены — их будут формировать национальные правительства. Как общий принцип — это та продукция, которая в наибольшей степени работает в серых зонах: наверно, лекарства, элементы продукции легкой промышленности.

Какие конкретно — будем проговаривать и с бизнесом, и с правительствами. Мы в ближайшее время планируем проанализировать и сделать доклад по результатам реализации пилотных проектов в России и Беларуси, опубликовать их, и извлечь уроки из сделанных ошибок при распространении маркировки продукции.
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования