Минфин: вместо призыва «цифровизируйся или умри» должен быть лозунг «экспортируй или умри»
Фото: сайт Минфина России
По словам Ильи Трунина (крайний справа), кардинальное улучшение поддержки экспорта заключается не только в улучшении таможенного администрирования, но и в серьезном сдвиге в работе «других сопровождающих органов исполнительной власти и контролирующих органов»
В Министерстве финансов считают экспорт той отраслью экономики, в которой можно получить «хороший эффект» от более глубокого взаимодействия между таможней и налоговой службой.
В рамках прошедшего в Сочи XVII Российского инвестиционного форума обсуждали не только продажу акций «Магнита» или послабления для экспортеров — речь зашла и в целом о делах внешнеэкономических. На эту тему, в частности, выступил заместитель министра финансов Илья Трунин, цитаты из доклада которого мы и предлагаем вашему вниманию.
Если поступления в бюджет не оспариваются в судах, то это замечательный результат работы администратора
На самом деле я никогда такую задачу перед собой не ставил — оценить, рост каких доходов для нас лучше, таможенных или налоговых — не знаю. Я не думаю, что есть
Для бюджета хорошо, если бюджет исполняется, если администраторы доходов обеспечивают стабильные поступления, обеспечивают рост доходов, делают это законно, эти поступления потом не оспариваются в судах, то есть поступают в бюджет навсегда, то это замечательный результат работы администратора. Будь то налоговый или таможенный орган.
О Таможенном кодексе ЕАЭС и отсутствии гибкости
В течение последнего года перед подписанием этого Таможенного кодекса мы вели самые активные переговоры. Конечно же, были вопросы, по которым нам не удавалось договориться. Мы переносили их на «подзаконные акты», если так можно выразиться применительно к международным документам.
Как правило, мы отдавали предпочтение актам Евразийской экономической комиссии — то есть решениям международного уровня, когда не каждое национальное правительство или законодатели определяют для себя, как функционирует система в своем государстве, а представители всех пяти государств встречаются, договариваются, принимают решения. И как правило решения принимаются Советом Евразийской экономической комиссии, а там принцип консенсуса.
В этом, кстати, есть свои недостатки. Это отсутствие гибкости: если нам
О внутреннем таможенном законодательстве
Закон о таможенном регулировании все заинтересованные, наверное, уже видели, поскольку мы этот законопроект широко обсуждали. Мы постарались по возможности учесть все пожелания наших администраторов, таможенных органов, с одной стороны, а, с другой стороны, учесть то, что нам говорит бизнес, занимающийся внешнеэкономической деятельностью.
Этот закон очень важный, мы его можем отдельно обсудить. Но, как показывает практика, большая часть норм, поскольку носит прямой характер, работает и без этого закона.
Про экспорт и единый механизм администрирования
Экспорт, как мне кажется, — это один из примеров, где мы можем получить хороший эффект от более глубокого взаимодействия между таможней (которая выпускает товар) и налоговой (которая возмещает НДС). Как правило, при экспорте НДС возмещается, налогообложение происходит по нулевой ставке. И это один из примеров развития экспорта.
Вместо призыва «цифровизируйся или умри» должен быть лозунг «экспортируй или умри». Если предприниматель начинает экспортировать (неважно, какой он — большой или малый), он сразу становится обладателем огромного количества компетенций, начиная от предпринимательских и заканчивая навыками работы на других рынках. Эти компетенции позволяют конкурировать и на внутреннем рынке. Например, одно дело продавать пирожки на своей улице, другое дело — те же самые пирожки продавать в Китае…
С приложением определенных усилий технические барьеры можно снять. Но не содержательные барьеры (поиск контрагента, заключение контракта и обеспечение выгодных условий).
Про работу других госорганов
Тут есть вопрос, к которому мы неизбежно придем — улучшение сопутствующей работы других сопровождающих органов исполнительной власти, контролирующих органов. Мы столкнулись с ним сначала в налоговых органах, а сейчас столкнулись при формировании системы «единого окна» в таможенных органах. Мы можем бесконечно все улучшать и добиваться высоких результатов в реформировании и совершенствовании системы таможенного администрирования. Но таможня и налоговая функционируют не в вакууме.
Например, мы долго и много говорим, что надо цифровизировать, надо внедрять новые платформы в таможенное администрирование (автовыпуск, авторегистрацию). Но, к примеру, другой вопрос: как мы совершенствовали систему пограничного контроля? Время, которое тратится на пограничный контроль при заходе корабля в порт — это существенный фактор, который тянет вниз позиции страны в рейтинге Doing Business. Давно ли обсуждали, как нам привести в электронный вид санитарный контроль?
Проблема кроется не только в улучшении таможенного администрирования
Еще один пример: присутствующие здесь коллеги (например, заместитель руководителя ФНС), сделали отличную систему личных кабинетов, систему начисления налогов на имущество, транспортного налога. Но очень много людей недовольны, потому что им приходит, например, извещение о том, что транспортный налог начислен за автомобиль, который давно продан. А налоговая не занимается учетом автомобилей и получает информацию извне.
Поэтому кардинальное улучшение того, что измеряет Doing Business, того, что влияет реально на ВВП, то есть кардинальное улучшение поддержки экспорта — это не только улучшение таможенного администрирования и функционирования таможенных органов.
Мы их будем улучшать, будем работать над тем, чтобы это все функционировало лучше, быстрее, эффективнее… Но будет очень сложно продвинуться без серьезного сдвига в работе других сопровождающих органов исполнительной власти, контролирующих органов.
О переработке с последующим реэкспортом
Традиционный подход таможенных органов был в том, что таможня — это служба, которая контролирует товар. А для того, чтобы понять, удовлетворяет или не удовлетворяет он
Режим экономический (переработка на таможенной территории) и связан с реальным сложным производственным процессом. Автомобильное производство в Калуге также этот режим использует… или Фольксваген хочет использовать переработку на таможенной территории. Мы убрали определенные препятствия для этого, в виде возмещения НДС и акцизов, но поскольку процедура экономическая, то и контроль со стороны таможенных органов за правильностью применения этой процедуры должен быть экономическим.
В новом законе об особой экономической зоне в Калининградской области (где эта проблема очень остро стоит, поскольку вся экономика региона — это такой экономический режим) мы прописали, что идентификация будет производиться именно на основании контроля за учетной системой. Мы сейчас вместе работаем над этим порядком, и чем быстрее мы его сделаем, тем лучше. Если получится (и в зависимости от того, насколько это получится), можно будет его и дальше применять для прочих плательщиков, для прочих декларантов, в прочих экономических процедурах.
Очень важно, что сдвиг происходит не со стороны фактического контроля за конкретными товарами с желанием их посмотреть, а за экономическими процессами, которые происходят на каждом конкретном производстве.
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
- Особенности ввоза/вывоза отдельных видов товаров
«КВТ Сервис»