ВЭД-клуб «Ведомостей»: самый большой затык в торговле с Китаем — это граница

2019-05-14 ВЭД-клуб «Ведомостей»: самый большой затык в торговле с Китаем — это граница
Фото: Павел Косолапов,
Как отметил спикер, одна из проблем связана с необходимостью перегрузки продукции из российских грузовиков в китайские
По словам президента компании «Технониколь» Сергея Колесникова, поставлять продукцию автотранспортом в Китай сложнее, чем морем в Канаду, в Северную Корею, в Сингапур или Индию.

В ходе первой ежегодной встречи ВЭД-клуба «Ведомостей» свое впечатление о взаимодействии с таможенными и другими контролирующими органами высказали представители бизнеса. В частности, совладелец, президент компании «Технониколь» Сергей Колесников, рассказавший об опыте работы с таможней и проблемах, связанных с поставкой продукции в Китай.

О взаимодействии с таможенными органами

«Мы видим прогресс в плане развития таможенного администрирования. Мои коллеги меня уже очень давно не беспокоят по вопросам таможенного декларирования».

«Да, у нас были в свое время проблемы с налоговой службой — НДС не очень хотели возмещать, и еще недавно нам приходилось судиться. А вот по таможне в целом таких вопросов не было».

«Да, имели место несколько инцидентов, когда мы завозили боксит алюминия, и поставщик перепутал название. Нас оштрафовали, и мы судились шесть месяцев. Если я правильно понял таможенника, он сказал, что у них есть палочная система. И они должны какие-то штрафы собирать».

145_2.jpg

«Если это так, то прошу Руслана Валентиновича (спикер обращается к первому заместителю руководителя ФТС России Давыдову — прим. редакции) принять это во внимание. Раз речь идет о клиентоориентированности, то желательно палочную систему — и не только в таможне, но и в федеральной антимонопольной службе, налоговой службе — все-таки устранить».

«Как я понял данный инцидент — они понимали, что это боксит алюминия. Но написали, что это вредные отходы. И мы ничего не могли с этим сделать. Естественно, выиграли суд, но было потрачено очень много нервов».

Дела международные

«Поставлена цель — рост экспорта товарооборота с Китаем до 200 миллиардов долларов. Сейчас — по-моему, около 80».

«Насколько я знаю, у нас четыре таможенных погранперехода на границе с Китаем, а она очень протяженная — примерно шесть тысяч километров. Если поделить пропускную способность погранпереходов на те объемы, которые указаны в поставленной цели, то я вас уверяю — не пройдут не только 120 миллиардов. Пропускная способность и продукции на 20 миллиардов долларов не пропустит ни в одну сторону».

«У нас есть, к примеру, экспортное направление — из Хабаровска продукция поставляется в Китай. Часто возникают вопросы, связанные с железной дорогой, портами. Самый большой затык в торговле с Китаем — это, собственно, сама граница».

«И хотя в 2019 году руководители Росграницы на Дальневосточном экономическом форуме докладывали о том, что была принята программа по реконструкции погранпереходов, но проблемы пока сохраняются. Наши грузовики летом иногда простаивают двое суток».

«Подчеркну — таких проблем на западной границе с Европой у нас нет. Грузовики проходят границу в течение нескольких часов».

«Вторая проблема — межправительственное соглашение, в котором прописаны маршруты от точки в Российской Федерации до пункта назначения в Китае. Но не было ни одного транзитного маршрута с Дальнего Востока. Фактически по сей день продукцию из наших грузовиков, которые попадают на китайскую территорию, мы вынуждены перегружать в китайские. Это вызывает порчу продукции, дополнительную стоимость и, естественно, потерю времени».

«Поскольку китайские потребители требуют продукцию всегда „вчера“, мы очень сильно проигрываем по срокам поставок. У нас уходит практически целая неделя на совершенно непроизводственные расходы. Нам всегда приходится давать дисконты. И поэтому Китай оказывается для нас крайне тяжелым рынком».

«Нам даже легче поставлять продукцию в Канаду через Тихий океан, в Северную Корею, в Сингапур и в Индию. Подчеркну — морем проще поставить, чем автомобилем в соседний Китай».

«Есть и проблемы с переходом из Хабаровска на остров Уссурийский. До сих пор военные препятствуют. Хотя было бы логичным сделать прямой грузовой переход с Хабаровска на Харбин».

Как субсидии помогают расширять географию поставок

145_3.jpg

«В позапрошлом году мы увеличили экспорт в пять стран, в прошлом — в десять. В итоге сейчас экспортируем продукцию в 95 стран. Во всех странах нам приходится проходить сертификацию».

«Очень сильно помогли субсидии Минпромторга. Есть субсидии на сертификацию/омологацию продукции. 50% расходов берет на себя Минпромторг, и это существенная помощь. Она позволяет нам быстрее расширять ареал поставок».

«Мы в прошлом году также получили транспортную субсидию. А ведь у нас примерно 23% экспортных расходов приходится на транспорт. И транспортные субсидии позволили опять же расширить географию поставок».

«К сожалению, в этом году речь идет об отмене данных субсидий. При этом мы начали поставлять продукцию в Новую Зеландию, Австралию и страны Латинской Америки. Без субсидий, думаю, в некоторые страны нам не очень удобно будет поставлять продукцию. И нам, конечно, придется пересматривать некоторые экспортные контракты и даже уйти с некоторых рынков». 

Справка CF

Первая ежегодная встреча ВЭД-клуба «Ведомостей» прошла в Москве 11 апреля. В ходе мероприятия представители Федеральной таможенной службы, Минэкономразвития и Российского экспортного центра рассказали о том, какие меры власти принимают для того, чтобы облегчить жизнь участников ВЭД.

Своим опытом общения с госорганами и историями успехами поделились топ-менеджеры компаний «Технониколь», «Трансконтейнер», Ferrero, «Таможенная карта», «Московский кредитный банк», «Свеза», Segezha Group, Statsbot, Kontinent Group, «Газпромнефть-СМ», World Class.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ФОТОГАЛЕРЕЯ

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования