На ваш вопрос
ответят профессионалы
рынка ВЭД
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт. или зарегистрируйтесь с e-mail
Присоединяясь или входя
через социальную сеть, вы принимаете
Пользовательское Соглашение
Сегодня 25.05.2017 Курсы валют ЦБ РФ
Дана Жунусова Дана Жунусова
Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен»

Двуликий «Платон» и предвзятая СУР: казахстанские перевозчики автоматически считаются потенциальными нарушителями

2016-11-14 Двуликий «Платон» и предвзятая СУР: казахстанские перевозчики автоматически считаются потенциальными нарушителями
14.11.2016 17:54 0 Архив |
Двуликий «Платон» и предвзятая СУР: казахстанские перевозчики автоматически считаются потенциальными нарушителями
Фото: depositphotos.com

По мнению казахстанской стороны, ужесточение таможенного контроля транзитных грузов со стороны РФ и Белоруссии нивелирует положения Договора о ЕАЭС, призванные обеспечить свободное перемещение товаров, работ и услуг

О том, почему российские и белорусские таможенники ставят шлагбаум для казахстанских участников ВЭД.

В Национальную палату предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» часто обращаются с жалобой казахстанские предприниматели. В частности, автоперевозчики, которые при перевозке транзитных грузов через территорию России сталкиваются с определенными проблемами. Причем ситуация повторяется с завидным постоянством, более того — с каждым днем усугубляется.

Изначально мы отстаивали свое право на применение книжек МДП при транзитном проезде. По итогам многочисленных переговоров и консультаций «Атамекен» добился принятия решения на уровне Евразийского союза об обеспечении применения МДП, вследствие чего Россия установила пункты пропуска, через которые необходимо следовать при въезде на территорию РФ.
 
Однако на сегодняшний день данный вопрос не полностью снят с повестки проблемных, так как в РФ действует система управления рисками (СУР), профиль риска которой срабатывает на машины, следующие по книжке МДП в Казахстан.

То есть по факту, наши перевозчики, имея при себе все необходимые документы и являясь добросовестными субъектами предпринимательства, автоматически досматриваются как потенциальные нарушители.

Более того, по итогам досмотров они следуют устанавливаемыми маршрутами по территории РФ, что однозначно несет в себе финансовые издержки.

Устанавливаются маршруты следования, проводятся досмотры также при транзите «санкционных» товаров Европейского союза, импортируемых в Казахстан.

Об ужесточении условий ввоза товаров в Казахстан из Украины


В июле текущего года Россия ввела их полный запрет. Президент РФ издал указ, согласно которому только те товары из Украины, ввозная пошлина которых равна нулю в Едином таможенном тарифе, могут следовать через территорию Россию в Казахстан. Как показывает статистика, это минимальное количество товарных позиций, которые не импортируются Казахстаном.

Все остальные товары в настоящее время следуют альтернативным маршрутом через Черное и Каспийское моря, а также и территории нескольких стран (Грузия, Азербайджан). Это приводит к дополнительному удорожанию конечной стоимости товаров и затягивает сроки поставок.

«Платон» и дискриминация


К перечисленным проблемам с транзитным проездом по территории России добавилась система оплаты «Платон». Это механизм взимания платы с перевозчиков за проезд по федеральным дорогам России.

Наши перевозчики изначально были поставлены в неравные условия, когда в тестовом режиме система давала сбои, но предпринимателям выставлялись штрафы за отсутствие чека об оплате.

В свою очередь российские предприниматели были временно освобождены от необходимости уплаты штрафных санкций.

Мы обращались в уполномоченный орган Казахстана с просьбой оказать содействие и договориться с российской стороной о переходном периоде и для отечественного бизнеса. Однако ответа не поступало.

Сегодня в России ведется разговор об увеличении платежной ставки за проезд по системе «Платон» с 1,53 до 3,06 российских рублей за километр. Это уже вызывает возмущение российского и казахстанского бизнеса, так как двукратное увеличение стоимости приведет к удорожанию всей продукции и ляжет, в том числе, на предпринимателей.

Все эти барьеры носят системный характер, но в дополнение ко всему перечисленному, возникают новые. Так, в последнее время мы постоянно сталкиваемся с проблемами на белорусском участке внешней границы Евразийского союза.

Ни по одному из запросов, направленных в адрес ГТК Беларуси, не было принято положительного решения


В настоящее время ужесточение таможенного контроля транзитных грузов со стороны государств — членов Таможенного союза, это, в первую очередь, Российская Федерация и Республика Беларусь, нивелирует основные договоренности, достигнутые сторонами в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе. А именно — свободное перемещение товаров, работ и услуг.

При этом главы государств понимают, что развитие транзитного потенциала страны является основополагающим в развитии экономик государств.

В сентябре этого года президент Беларуси Александр Лукашенко поручил белорусским таможенникам усовершенствовать работу в пунктах таможенного оформления, отметив, что одна из задач таможенной службы — повышать транзитную привлекательность страны.

Слова белорусского президента, «чтобы весь транзит, который идет по территории нашей страны, не испытывал никаких затруднений, с точки зрения комфорта, скорости и качества обслуживания», можно провести красной нитью в интеграционных процессах государств-членов Таможенного союза.

Между тем в Национальную палату предпринимателей неоднократно поступали обращения от участников внешнеэкономической деятельности с жалобами на действия сотрудников белорусской таможни.

К сожалению, ни по одному из запросов, направленных в адрес Главного таможенного комитета Беларуси, не было принято положительного решения в пользу казахстанского участника внешнеэкономической деятельности.

Основанием для задержания являются срабатывание системы управления рисками: по заниженной таможенной стоимости, из-за несоответствия сведений, заявленных в товаросопроводительных документах и др.

Следует отметить, что, в соответствии со статьей 64 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу. И такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита).

Неунифицированные нормы Кодексов об административных правонарушениях, имеется в виду унификация только тех норм, которые направлены на гуманизацию административного законодательства государств — членов Таможенного союза, приводит к значительным финансовым потерям казахстанского бизнеса.

По такому административному правонарушению, как «недекларирование товаров и (или транспортных) средств», в казахстанском законодательстве (ст.551 КОАП РК) предусмотрен штраф на физических лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации — в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства — в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей.

Кроме того, в данную статью по инициативе НПП РК «Атамекен» в рамках работы по кардинальному улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан (ЗРК № 269-V от 29.12 2014 г.) внесены поправки, когда лицо не привлекается к ответственности в случае самостоятельного устранения правонарушения. А также когда установлен факт неверной классификации товаров должностным лицом органа государственных доходов до выпуска товаров.

В законодательстве Беларуси по аналогичному правонарушению (ст.14.5 КОАП РБ) предусмотрено наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией незадекларированных товаров и транспортных средств независимо от того, в чьей собственности они находятся, на индивидуального предпринимателя.

Или, к примеру, по такому правонарушению, как «нарушение порядка пользования или распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами» (ст. 553 КОАПР РК) в Казахстане предусмотрен только штраф, в Беларуси (ст. 14.8 КОАП РБ) и штраф, и конфискация.

Национальная палата предпринимателей направила предложения в Комитет госдоходов Минфина РК о вынесении данного вопроса на очередное заседание Объединенной коллегии таможенных служб Таможенного союза.

В своем письме мы сообщили, что при перевозке грузов транзитом через территорию Беларуси из европейских стран в Казахстан казахстанские предприниматели систематически испытывают те же проблемы, что и на российской границе, в итоге теряя как финансовые средства, так и время. Более того, нарушаются сроки доставки товара до потребителей, что ставит под угрозу деловую репутацию добросовестных казахстанских компаний.

CustomsForum.ru, НПП РК «Атамекен»

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Таможенная карта - ваш надежный инструмент для расчетов с таможней

Все виды таможенных платежей 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Оформляйте электронно

Юридически-значимая электроннная подпись в удостоверяющем центре компании "Таможенная карта"

Новости ВЭД на вашем сайте

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически