Георгий Властопуло
Генеральный директор компании «Оптимальная логистика»

Никакой логистический агрегатор не решит проблем путем проставления ряда галочек в системе

2017-06-23 Никакой логистический агрегатор не решит проблем путем проставления ряда галочек в системе
Фото: depositphotos.com

Плюсы и минусы агрегаторов наиболее заметны, когда речь идет о внутрироссийских и международных грузоперевозках

О том, нужны ли грузоотправителям агрегаторы для заказа услуги грузоперевозки и сократятся ли затраты бизнесменов при использовании подобных сервисов.

Одно из отличий внутрироссийских и международных грузоперевозок заключается в том, что они регулируются разными законодательствами. Поэтому для первого типа вполне может использовать услуги агрегатора, поскольку оба юридических лица являются резидентами одного государства и действуют в рамках единого законодательства. Плюс перечень документов, сопровождающих груз, не такой емкий. И даже если документы содержат технические ошибки, то это не приведет к серьезным последствиям.

Применить агрегатор ко второму типу гораздо сложнее — такие грузоперевозки регулируются международным законодательством. Да и взаимодействующие юридические лица могут быть резидентами разных стран. Перечень товарно-сопроводительной документации в данном случае гораздо обширнее, а ошибки в заполнении документов могут привести к серьезным последствиям. Ведь груз, помимо географических зон, перемещается еще и в таможенных, в которых разное таможенное регулирование.

С автотранспортом дела обстоят проще, чем с ж/д, морскими и авиаперевозками

Дело в том, что автотранспортные перевозки — наиболее простой в организации вид транспортировки груза. На рынке автоперевозок преимущественно частный бизнес. Количество перевозчиков исчисляется десятками тысяч компаний.

На рынке морских перевозок существует не более 50-ти крупных морских линий, владеющими судами и контейнерами. Все остальные компании, как правило, осуществляют агентско-экспедиторскую деятельность, перекупая сервис у крупных игроков рынка.

Железнодорожные перевозки зависят преимущественно от государственного участия и осуществляются либо РЖД, либо аффилированными с госкомпаниями частными предприятиями.

Авиаперевозки схожи с морскими: рынком правит ряд крупных игроков, имеющих в собственности воздушные суда, а также множество агентов-экспедиторов, имеющих соглашения и квоты с авиакомпаниями.

Агрегаторы для международных грузоперевозок не актуальны…

Вернемся к теме международных грузоперевозок. Думаю, в данном случае использование услуг агрегатора не даст должного экономического эффекта. Международные перевозки, помимо национальных, регулируются множеством международных актов и соглашений, которые учитываются как при выполнении самой перевозки, так и при ее подготовке.

Нельзя не учитывать таможенную составляющую при международных перевозках и вытекающие из этого последствия в виде документов и контроля со стороны таможенных органов.

Еще один аспект — взаимодействие между резидентами разных стран, которое регулируется международным и национальным законодательствами, учитывающими вопросы внешнеторговых сделок, валютного контроля, документооборота и налогообложения. Все эти моменты невозможно решить в онлайн-режиме, потому что требуется подготовка, контроль, редакция и корректировка. Никакой агрегатор не решит эти проблемы путем проставления ряда галочек в системе — тут вопрос комплексный и многоуровневый.

…Но для автотранспортных внутрироссийских перевозок могут принести выгоду

Все потому, что такие грузоперевозки осуществляются в рамках национального законодательства и имеют достаточно понятный и ограниченный комплект товарно-сопроводительной документации, которая может быть оформлена непосредственно в месте отправления.

По сути платформа может дать возможность двум юридическим лицам найти транспорт и предоставить его через агрегатор, заключив, к примеру, простую форму договора-заявки через приложение. В дальнейшем потребуется обмен документами с печатями и подписями, но на начальном этапе будет достаточно некой простой оферты. Потенциальная выгода будет заключаться в возможности быстрой коммуникации и поиска транспорта по критериям.

Увеличится ли объем перевозок, осуществляемых при использовании агрегаторов?

Объем перевозок увеличивается эквивалентно спросу на перевозки, который рождает рыночная среда. Я не думаю, что агрегаторы могут увеличить количество перевозок.

Удается ли зафиксировать в договоре на перевозку необходимые условия? Какие возникают сложности или опасения при заказе через агрегатор?

Договором перевозки служит «заявка», в которой оговариваются условия. Предположим, что при использовании агрегаторов можно будет заполнять такую «заявку» и с ее помощью искать соответствующий критериям транспорт.

При доставке груза нужно учесть множество параметров — не только срок и температурный режим. Например, мультимодальные или негабаритные перевозки требуют детальнейшего подхода к организации. Агрегатор просто не сможет учесть все эти параметры. Думаю, он может служить некой очень базовой платформой понимания рыночной среды или простым инструментом мониторинга рыночной среды.

Какая модель агрегатора наиболее удобна для грузоотправителя?

Безусловно, это мобильная платформа и, возможно, ее веб-версия. Мобильная платформа на сегодняшний день является наиболее удобным способом быстрой коммуникации между потенциальными заказчиками и исполнителями. Этакий офис в кармане. Грамотное мобильное приложение может полноценно заменить ряд функций линейного персонала — получение информации, документов, оповещение по наиболее важным событиям и многое другое. Именно поэтому агрегатор должен работать на базе мобильной платформы.

А веб-версия необходима для более сложного функционала коммуникаций — документы, контракты, договора и так далее. Но говорить о полной функциональности и замене операционных процессов оффлайна не получается из-за слишком сложного и многоуровневого законодательства.

Какова роль агрегаторов в развитии логистики? «Уберизация» на рынке логистики и грузоперевозок неминуема?

То, что рынок придет к более простому инструменту взаимодействия между заказчиком и исполнителем, — это неминуемо. Однако происходить это будет постепенно. Начнется все с наиболее прогрессивных регионов, где коммерческие предприятия способны быстро подстраиваться под некие новые веяния, и не боятся применять их в своей работе.

Все эти черты характерны для наиболее активных регионов страны — Москвы и Санкт-Петербурга. Что касается всей России, то этот процесс займет куда больше времени и будет интегрироваться по инициативе сверху.

Справка CF

«Оптимальная логистика» — многопрофильный логистический оператор и всероссийский таможенный представитель № 0355|01 без ограничений по видам деятельности. Компания оказывает сервис в области международной логистики и таможенного оформления на всей территории России, доставка грузов осуществляется всеми видами транспорта.

В компании разработана собственная корпоративная информационная система (КИС), управляющая товарными потоками, а также внедрено мобильное приложение для клиентов, позволяющее контролировать все этапы доставки грузов в режиме онлайн.

Клиентами «Оптимальной логистики» являются компании из различных секторов бизнеса: Bosch, Bosch Rexroth, Lamoda, Jungheinrich, Toyota Material Handling RUS, SSI Schaefer и другие.

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования