«Контейнерный поток ‒ 2020»: 38 пунктов пропуска, субсидии и транзит в обход России

2020-07-10 «Контейнерный поток ‒ 2020»: 38 пунктов пропуска, субсидии и транзит в обход России
Фото: Gunar Kaune, flickr.com, Андрей Гераськин,
Китай прокладывает транспортный маршрут в обход России и Казахстана

CustomsForum.ru о развитии международных транспортных коридоров, логистическом проекте Китая, вычеркнувшем Россию и Казахстан из транзитных грузоперевозок, а также о транзитной и транспортной субсидиях.

Как мы уже рассказывали, 7 июля в ТАСС прошла онлайн-конференция «Контейнерный поток ‒ 2020», посвященная развитию контейнерных перевозок в России и мире. В ходе мероприятия, первый заместитель начальника главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Сергей Амельянович рассказал о том, как таможенное ведомство работает над переводом операций с транзитными грузами в электронный вид.

Генеральный секретарь Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам Геннадий Бессонов подробно остановился на теме создания условий для роста транзита контейнерных грузов. А заместитель начальника по развитию транспортно-логистической деятельности Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Александр Ворошнин поведал о промежуточных результатах проводимой в Российских железных дорогах цифровизации.

В свою очередь, руководитель проекта по развитию экспортной логистики Российского экспортного центра Алевтина Кириллова напомнила об основных задачах федерального проекта «Логистика международной торговли»: снятие логистических ограничений и обеспечение бесшовной логистики экспортных и транзитных грузов через территорию РФ.

271_9.JPG

«Это и модернизация/реконструкция 24 пунктов пропуска за счет бюджета Российской Федерации. На эти цели выделен 21 миллиард рублей. Еще 14 пунктов пропуска реконструируются за счет других государственных программ».

Руководитель проекта по развитию экспортной логистики

Российского экспортного центра Алевтина Кириллова

Но это все дело будущего, а на данный момент международные транспортные коридоры, проходящие через территорию РФ, в 2019 году показали следующие результаты:

  • Транзит контейнеров по МТК составил порядка 400 тысяч TEUs (менее 0,16% от мирового объема контейнерных перевозок);

  • Выручка от транзита контейнеров — около 900 млн долларов.

Насколько это смехотворные цифры, показал пример из презентации Кирилловой:

Выручка от транзита судов только через Суэцкий канал в 2019 году достигла 6 млрд долларов.

Параллельно Суэцкому в 2015 году построен новый канал длиной 72 км. Годовая выручка — 13-15 млрд долларов.

Впрочем, в России не унывают, планируя к 2024 году объем транзитных перевозок контейнеров по МТК через территорию РФ увеличить в 4,4 раза — до 1656 тыс. TEUs (0,7% от текущего объема контейнерных перевозок). Объем выручки от транзита может увеличиться до 3,3 млрд долларов.

«Несмотря на все меры, которые мы сейчас принимаем, и те задачи, которые решаем, к сожалению, цифры у нас еще небольшие. Я бы призвала всех участников приложить максимальные усилия для того, чтобы привлечь грузы на сухопутные транспортные маршруты».

Руководитель проекта по развитию экспортной логистики

Российского экспортного центра Алевтина Кириллова

О транспортном коридоре «Север — Юг»

Для его развития при Минтрансе России создано АНО «Дирекция международных транспортных коридоров».

«Мы сейчас плотно работаем с этой организацией для принятия необходимых мер поддержки транспортного коридора. В том числе это касается сквозных тарифов, транспортных субсидий, сквозных технологий доставки грузов из Мумбай в Санкт-Петербург и в обратном направлении, по экспортным маршрутам, направленным в страны Ближнего Востока».

Руководитель проекта по развитию экспортной логистики

Российского экспортного центра Алевтина Кириллова

О транспортном коридоре «Восток — Запад»

По словам Кирилловой, КНР наращивает транзитные потоки: в два раза выросли объемы транзитных контейнерных перевозок по маршруту Китай — Европа — Китай.

«Китай ищет альтернативные маршруты для того, чтобы развивать эти перевозки все больше и больше. Он выстраивает конкурента нашему Транссибу».

Руководитель проекта по развитию экспортной логистики

Российского экспортного центра Алевтина Кириллова

Речь идет о транспортном проекте «Экономический пояс Великого шелкового пути». В презентации Алевтины Кирилловой были указаны три предположительных маршрута в рамках ЭПШП:

  • Предлагаемый Россией транспортный путь;

Харбин/Пекин — Иркутск — Новосибирск — Челябинск — Казань — Москва — Варшава — Гамбург/Роттердам — Мадрид;

Чжэнчжоу — Ланьчжоу — Хоргос — Челябинск — Казань — Москва — Варшава — Гамбург/Роттердам — Мадрид.

  • Новый Евразийский сухопутный путь;

Сиань — Ланьчжоу — Хоргос —Алматы — Душанбе — Тегеран — Москва — Варшава — Роттердам -Венеция.

  • Морской шелковый путь.

Фучжоу — Чжаньцзян — Хайфон — Джакарта — Сингапур — Куала-Лумпур — Калькутта — Коломбо — Момбаса — Джибути — Афины — Венеция.

«Несмотря на то что на новом маршруте Ланьчжоу — Ташкент отсутствуют 200 километров железной дороги, Китай планирует достроить на территории Киргизии эту железную дорогу и активно развивать этот маршрут. Хочу сказать, что он идет не только в обход России, но и в обход Казахстана».

Руководитель проекта по развитию экспортной логистики

Российского экспортного центра Алевтина Кириллова

«Ждем каких-то решений, но понимаем, что в бюджете денег на это нет»

Еще один федеральный проект — «Экспорт услуг» — призван:

Увеличить объем экспорта транспортных услуг к 2024 году до 28,18 млрд долларов (2017 — 19,07 млрд);

Содействовать росту объемов сухопутных грузоперевозок до 8%;

Сделать более привлекательными для иностранных грузоотправителей транзитные ж/д перевозки через территорию РФ, чем морские перевозки;

Перенаправить контейнерные перевозки, осуществляемые морским транспортом, из Японии и Южной Кореи.

Среди ожидаемых результатов — прирост транзитных грузопотоков к 2025 году до 300 тыс. ДФЭ, налоговые поступления в бюджет до 11 млрд рублей.

Одним из пряников федерального проекта является программа субсидирования транзитных перевозок.

«Совместно с Минэкономразвития и РЖД мы сделали расчеты и направили все материалы по необходимым объемам транзитных субсидий в правительство Российской Федерации. Сейчас ждем каких-то решений, но понимаем, что в бюджете денег на это нет.

При этом в рамках поддержки экспорта мы уже увеличили объем транспортной субсидии на 2020 года до 13 миллиардов рублей. И у нас готовится заседание проектного офиса, на котором будет принят ряд решений по увеличению поддержки наших экспортеров».

Руководитель проекта по развитию экспортной логистики

Российского экспортного центра Алевтина Кириллова

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования