КТЖ: нам удалось убедить правительство отменить таможенный досмотр контейнерных поездов

2020-07-14 КТЖ: нам удалось убедить правительство отменить таможенный досмотр контейнерных поездов
Фото: flickr.com, Stefan Wullschleger
Скорость контейнерных поездов на маршруте Китай — Европа — 1149 км в сутки

CustomsForum.ru о ситуации на рынке транзитных грузоперевозок в Казахстане и о том, что Казахстанские железные дороги делают для развития транзита.

Как отметил в ходе онлайн-конференция «Контейнерный поток ‒ 2020» заместитель председателя правления по логистике АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» Павел Соколов, в этом году наблюдается рост объема грузоперевозок на 2%.

Грузоперевозки

2019 год

6 месяцев 2020 года

млн тонн

%

млн тонн

%

Внутренние

167,1

-0,3

79,5

2

Экспорт

82,5

0,1

39,5

-3

Импорт

16,7

9

7,9

-1

Транзит

17,6

0,1

10,2

35

Итого

283,9

0,35

137,3

2

«Суммарно объем транзита увеличился на 35%. Если разделить направления, то Восток — Запад, в основном, это контейнерные перевозки, а Север — Юг — это повагонные перевозки. Что нас не может не радовать — рост идет и в повагонных перевозках, и в контейнерных».

Заместитель председателя правления по логистикеАО «НК «Казахстан темир жолы» Павел Соколов

Показатели транзита грузов на Казахстанских железных дорогах выглядит следующим образом:

 

2019 год (млн тонн)

6 месяцев 2020 года

млн тонн

%

Объем перевозок

17,6

10,2

+35

Повагонные

12,7

7,2

+32

Контейнерные (тыс. ДФЭ)

664

450,2

+54

Внутренние перевозки контейнеров

Грузоперевозки

2019 год

6 месяцев 2020 года

тыс. ДФЭ

%

тыс. ДФЭ

%

Внутренние

26

+15

12

-12

Экспорт

189

+15

113

+25

Импорт

203

+24

110

+18

Итого

418

+19

235

+19

Не конкуренты, а дополнение друг друга

«За шесть месяцев 2020 года мы имеем феноменальный рост — 54%. Почти полмиллиона ДФЭ перевезли в транзите за эти полгода. И, конечно же, основным драйвером стал наш Северный коридор, проходящий через территории Российской Федерации, Белоруссии.

После обнаружения вируса в Китае мы, наверное, первые испытали ограничения. Честно говоря, резко изменили свои планы и убедили совет директоров, что ситуация будет затяжной, что она может продлиться и до восьми месяцев. И через два месяца фундаментально изменили свой подход. Плюс китайцы увидели в железнодорожном транспорте, как они официально называют, бесконтактную перевозку контейнеров».

Заместитель председателя правления по логистикеАО «НК «Казахстан темир жолы» Павел Соколов

 Основные направления контейнерного транзита

Спикер выделил феноменальный рост на маршруте Китай — Европа — Китай — практически в два раза.

Направление

2019 год

(тыс. ДФЭ)

6 месяцев 2020 года

тыс. ДФЭ

%

Китай/Азия – Европа - Китай/Азия

348

282,9

91

ТМТМ (через Каспий)

7,4

3,2

17

Китай – Иран – Китай

5,6

2

28

Китай – Центральная Азия – Китай (включая перевозки через Дальний Восток)

284

148,5

12

Прочие направления

19,7

13,6

114

«Но все коридоры — не конкуренты друг другу. А кто утверждает обратное, тот заблуждается и не понимает, как связаны эти маршруты и с чем они связаны. Они все взаимодополняют друг друга, они все связаны с разным трейдингом, с разными политическими вопросами и так далее».

Заместитель председателя правления по логистикеАО «НК «Казахстан темир жолы» Павел Соколов

 «В определенные дни, когда в Ухане были введены ограничения, у нас ни одного поезда не было»

Вот так, согласно презентации Соколова, из-за пандемии COVID-19 изменялась динамика контейнерного транзита (в тыс. ДФЭ):

Январь — 64;

Февраль — 23;

Март — 62;

Апрель — 95;

Май — 101;

Июнь — 105.

«В феврале у нас было 23 тыс. ДФЭ. В определенные дни, когда в Ухане были введены ограничения, у нас ни одного поезда не было из Китая. Мы тут немножко не понимали, куда этот коронавирус нас приведет. Но обратите внимание: апрель, май, июнь — практически 100 тысяч ДФЭ регулярно везем.

Мы готовились к этому, знали и видели в марте, что такой всплеск будет. Предусмотрительно подогнали подвижной состав с одной лишь только целью — обеспечить потребность рынка».

Заместитель председателя правления по логистикеАО «НК «Казахстан темир жолы» Павел Соколов

О фидерной линии на Каспийском море

Одним из факторов роста контейнерных перевозок выступающий видит в вводе с 20 апреля 2019 года регулярной фидерной линии на Каспийском море: по маршрутам Актау — Баку и Курык — Баку курсируют суда «Туркестан» и «Бекет Ата».

  • В итоге оптимизирован парк используемого подвижного состава с 830 до 220 вагонов;

  • Оборачиваемость вагона снизилась с 53 до 12 суток;

  • Объем перевозок за первое полугодие 2020 года достиг 6538 ДФЭ.

В 2020 году по маршруту Казахстан — Иран также введена регулярная фидерная линия на Каспийском море. Здесь объем перевозок за первое полугодие составил 2240 ДФЭ.

«Раньше контейнерные перевозки осуществлялись паромами, вагоны перевозились вместе с контейнерами на противоположный берег. Мы это дело изменили и запустили регулярное сообщение, что, по моему глубокому убеждению, послужило всплеском объемов перевозок на дополнительных коридорах».

Заместитель председателя правления по логистикеАО «НК «Казахстан темир жолы» Павел Соколов

Что КТЖ делает для развития транзита

В качестве приоритетов спикер назвал:

  • Сохранение высокой скорости контейнерных поездов на маршруте Китай — Европа (за 6 месяцев 2020 года −1149 км в сутки);

  • Снижение административных барьеров;

«Нам удалось убедить правительство Казахстана в необходимости полной отмены таможенного досмотра транзитных контейнерных поездов. Результатом стало постановление № 307, вышедшее в мае этого года. Что, конечно же, способствует росту скоростных контейнерных перевозок».

Заместитель председателя правления по логистикеАО «НК «Казахстан темир жолы» Павел Соколов

  • Принятие тарифных решений на перевозки (порожние контейнера по маршруту Европа-Китай на 50%, через МГСП Болашак на 50%, рефрижераторы в/из Узбекистана на 67%, цветные металлы в контейнерах через порт Актау, порожние контейнера по маршруту Узбекистан-Россия на 50%, следуемые под погрузку экспортных российских товаров);

  • Модернизация инфраструктуры.

«У нас на 100% загружены переходы с Китаем, поэтому в планах большой блок модернизируемых участков. Мы сейчас этим уже занимаемся, и, несмотря на напряженное движение, умудряемся ремонтировать инфраструктуру и станцию Достык. Планируется строительство двух дополнительных частных контейнерных терминалов».

Заместитель председателя правления по логистикеАО «НК «Казахстан темир жолы» Павел Соколов

Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru

ЧТО ВЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА

Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически

Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.

Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования