КТЖ: нам удалось убедить правительство отменить таможенный досмотр контейнерных поездов
CustomsForum.ru о ситуации на рынке транзитных грузоперевозок в Казахстане и о том, что Казахстанские железные дороги делают для развития транзита.
Как отметил в ходе онлайн-конференция «Контейнерный поток ‒ 2020» заместитель председателя правления по логистике АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» Павел Соколов, в этом году наблюдается рост объема грузоперевозок на 2%.
Грузоперевозки | 2019 год | 6 месяцев 2020 года | ||
млн тонн | % | млн тонн | % | |
Внутренние | 167,1 | -0,3 | 79,5 | 2 |
Экспорт | 82,5 | 0,1 | 39,5 | -3 |
Импорт | 16,7 | 9 | 7,9 | -1 |
Транзит | 17,6 | 0,1 | 10,2 | 35 |
Итого | 283,9 | 0,35 | 137,3 | 2 |
«Суммарно объем транзита увеличился на 35%. Если разделить направления, то Восток — Запад, в основном, это контейнерные перевозки, а Север — Юг — это повагонные перевозки. Что нас не может не радовать — рост идет и в повагонных перевозках, и в контейнерных».
Показатели транзита грузов на Казахстанских железных дорогах выглядит следующим образом:
| 2019 год (млн тонн) | 6 месяцев 2020 года | |
млн тонн | % | ||
Объем перевозок | 17,6 | 10,2 | +35 |
Повагонные | 12,7 | 7,2 | +32 |
Контейнерные (тыс. ДФЭ) | 664 | 450,2 | +54 |
Внутренние перевозки контейнеров
Грузоперевозки | 2019 год | 6 месяцев 2020 года | ||
тыс. ДФЭ | % | тыс. ДФЭ | % | |
Внутренние | 26 | +15 | 12 | -12 |
Экспорт | 189 | +15 | 113 | +25 |
Импорт | 203 | +24 | 110 | +18 |
Итого | 418 | +19 | 235 | +19 |
Не конкуренты, а дополнение друг друга
«За шесть месяцев 2020 года мы имеем феноменальный рост — 54%. Почти полмиллиона ДФЭ перевезли в транзите за эти полгода. И, конечно же, основным драйвером стал наш Северный коридор, проходящий через территории Российской Федерации, Белоруссии.
После обнаружения вируса в Китае мы, наверное, первые испытали ограничения. Честно говоря, резко изменили свои планы и убедили совет директоров, что ситуация будет затяжной, что она может продлиться и до восьми месяцев. И через два месяца фундаментально изменили свой подход. Плюс китайцы увидели в железнодорожном транспорте, как они официально называют, бесконтактную перевозку контейнеров».
Основные направления контейнерного транзита
Спикер выделил феноменальный рост на маршруте Китай — Европа — Китай — практически в два раза.
Направление | 2019 год (тыс. ДФЭ) | 6 месяцев 2020 года | |
тыс. ДФЭ | % | ||
Китай/Азия – Европа - Китай/Азия | 348 | 282,9 | 91 |
ТМТМ (через Каспий) | 7,4 | 3,2 | 17 |
Китай – Иран – Китай | 5,6 | 2 | 28 |
Китай – Центральная Азия – Китай (включая перевозки через Дальний Восток) | 284 | 148,5 | 12 |
Прочие направления | 19,7 | 13,6 | 114 |
«Но все коридоры — не конкуренты друг другу. А кто утверждает обратное, тот заблуждается и не понимает, как связаны эти маршруты и с чем они связаны. Они все взаимодополняют друг друга, они все связаны с разным трейдингом, с разными политическими вопросами и так далее».
«В определенные дни, когда в Ухане были введены ограничения, у нас ни одного поезда не было»
Вот так, согласно презентации Соколова, из-за пандемии COVID-19 изменялась динамика контейнерного транзита (в тыс. ДФЭ):
Январь — 64;
Февраль — 23;
Март — 62;
Апрель — 95;
Май — 101;
Июнь — 105.
«В феврале у нас было 23 тыс. ДФЭ. В определенные дни, когда в Ухане были введены ограничения, у нас ни одного поезда не было из Китая. Мы тут немножко не понимали, куда этот коронавирус нас приведет. Но обратите внимание: апрель, май, июнь — практически 100 тысяч ДФЭ регулярно везем.
Мы готовились к этому, знали и видели в марте, что такой всплеск будет. Предусмотрительно подогнали подвижной состав с одной лишь только целью — обеспечить потребность рынка».
О фидерной линии на Каспийском море
Одним из факторов роста контейнерных перевозок выступающий видит в вводе с 20 апреля 2019 года регулярной фидерной линии на Каспийском море: по маршрутам Актау — Баку и Курык — Баку курсируют суда «Туркестан» и «Бекет Ата».
В итоге оптимизирован парк используемого подвижного состава с 830 до 220 вагонов;
Оборачиваемость вагона снизилась с 53 до 12 суток;
Объем перевозок за первое полугодие 2020 года достиг 6538 ДФЭ.
В 2020 году по маршруту Казахстан — Иран также введена регулярная фидерная линия на Каспийском море. Здесь объем перевозок за первое полугодие составил 2240 ДФЭ.
«Раньше контейнерные перевозки осуществлялись паромами, вагоны перевозились вместе с контейнерами на противоположный берег. Мы это дело изменили и запустили регулярное сообщение, что, по моему глубокому убеждению, послужило всплеском объемов перевозок на дополнительных коридорах».
Что КТЖ делает для развития транзита
В качестве приоритетов спикер назвал:
Сохранение высокой скорости контейнерных поездов на маршруте Китай — Европа (за 6 месяцев 2020 года −1149 км в сутки);
Снижение административных барьеров;
«Нам удалось убедить правительство Казахстана в необходимости полной отмены таможенного досмотра транзитных контейнерных поездов. Результатом стало постановление № 307, вышедшее в мае этого года. Что, конечно же, способствует росту скоростных контейнерных перевозок».
Принятие тарифных решений на перевозки (порожние контейнера по маршруту Европа-Китай на 50%, через МГСП Болашак на 50%, рефрижераторы в/из Узбекистана на 67%, цветные металлы в контейнерах через порт Актау, порожние контейнера по маршруту Узбекистан-Россия на 50%, следуемые под погрузку экспортных российских товаров);
Модернизация инфраструктуры.
«У нас на 100% загружены переходы с Китаем, поэтому в планах большой блок модернизируемых участков. Мы сейчас этим уже занимаемся, и, несмотря на напряженное движение, умудряемся ремонтировать инфраструктуру и станцию Достык. Планируется строительство двух дополнительных частных контейнерных терминалов».
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
- Особенности ввоза/вывоза отдельных видов товаров
- Программа переселения
- Быстрые поставки товаров для интернет-магазинов
- Ввоз и вывоз ценностей
- Регистрация на Международный таможенный форум