ТК ЕАЭС: магазины беспошлинной торговли заработают по-новому, сроки проведения контроля при транзите сократят
Фото: НПП РК «Атамекен»
В процессе разработки документа, которая велась три года (с декабря
CustomsForum.ru цитирует пояснения к основным новеллам проекта главного таможенного документа Евразийского экономического союза.
26 декабря в Санкт-Петербурге во время заседания Высшего Евразийского экономического совета президенты Армении, Казахстана, Кыргызстана и России подписали проект Таможенного кодекса ЕАЭС.
На тот момент оставалась неясной позиция белорусского президента Александра Лукашенко.
«Президент Беларуси одобрил проект договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза в качестве основы для проведения переговоров.В соответствии с указом от 28 декабря № 499 „О проекте международного договора“ на проведение переговоров по проекту договора уполномочен Государственный таможенный комитет.Указом также предусмотрено подписание договора при достижении договоренности в пределах одобренного проекта».
Из сообщения пресс-службы ГТК Республики Беларусь от 3 января 2017 года
Так или иначе, все причастные к созданию проекта ТК ЕАЭС стороны настроены позитивно и надеются, что госорганы, таможенники и участники ВЭД заработают по-новому с 1 июля 2017 года.
Три года, более 400 вопросов и около 1200 поправок
Тем временем в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» напомнили краткую историю проекта Таможенного кодекса, который разрабатывался три года — с декабря 2013-го. Впервые участие в этом процессе принимали не только представители государственных органов, но и эксперты от бизнес-сообществ государств — членов Евразийского экономического союза. По словам директора департамента таможенного администрирования Дины Мамашевой, наиболее активными разработчиками Кодекса стали деловые круги Казахстана и России.
В целях подготовки проекта ТК ЕАЭС было проведено 25 заседаний Рабочей группы, 14 совещаний должностных лиц высокого уровня, уполномоченных на урегулирование разногласий по проекту Договора о ТК ЕАЭС, а также 32 встречи в рамках Экспертной группы. Рассмотрено более 400 вопросов и около 1200 поправок.
«Проведены две процедуры внутригосударственного согласования: первая в 2015 году государствами — членами Таможенного союза (Беларусь, Казахстан и РФ), вторая — в 2016 году государствами — членами ЕАЭС (Армения, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан и РФ), — подчеркнули в НПП РК „Атамекен“. — По итогам проведения внутригосударственного согласования в 2015 году от государств — членов Таможенного союза поступило более 1500 предложений. Из подготовленных Республикой Казахстан 552 поправок принято порядка 70%».
Как отметила Мамашева, в 2016 году от государств — членов ЕАЭС поступило порядка 600 предложений и замечаний. Национальной палатой при этом направлен пакет из 87 поправок, в которых учтены ранее обсужденные предложения бизнеса.
«В число поправок вошли термины, представление предварительной информации, поправки по МЦПС „Хоргос“, классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД, происхождение товаров, таможенная стоимость, таможенные платежи, доплата таможенных пошлин (оформленных по ставкам ВТО), возврат (зачет) таможенных платежей, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, — пояснила директор департамента таможенного администрирования. — Порядка 60% предложений Национальной палаты было поддержано».
Итоги трехлетней работы — 9 разделов, 61 глава и 465 статей
Именно такова структура главного таможенного документа Союза. При этом объем Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза — 1194 страницы формата А4.
Предлагаем вашему вниманию основные новеллы Кодекса с комментариями представителей НПП РК «Атамекен».
Приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в исключительных случаях
«Это основное достижение Кодекса, мы наконец-то уходим от бумажных технологий».
Возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически, с использованием информационных систем таможенных органов
«Новшество, реализация которого сегодня возможна в очень немногих странах мира».
Оптимизация сведений, подлежащих указанию в декларации на товары и транзитной декларации
«Существенного сокращения не произошло, но заложена возможность сокращения таких сведений в дальнейшем».
Возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена
«Предусмотрена возможность заявительного принципа декларирования на всех этапах, начиная с декларирования транзита до выпуска в любой процедуре (основной принцип — только электронная декларация, документы только на основе системы рисков)».
Использование механизма единого окна при совершении таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию и их убытием с нее, таможенным декларированием и выпуском товаров
«Это принцип однократного представления документов — если информация содержится в базах данных государственных органов дополнительно при таможенном контроле она не представляется».
Пересмотрено понятие «декларант»
«Это позволило упростить декларирование, уйти от понятия внешнеэкономической сделки, снять проблемы по декларированию товаров, перемещаемых через таможенную границу по сделкам между резидентами Союза».
Расширена возможность выпуска до подачи (до таможенного декларирования)
«Такая возможность представлена не только по товарам УЭО и экспресс-грузам, но и в рамках инвестиционных контрактов и экономических процедур, что позволит около 70% поступающих грузов использовать сразу без декларирования. Декларацию можно подавать в течение месяца после выпуска с предоставлением беспроцентной отсрочки по платежам».
Пересмотрены вопросы предоставления отсрочек по уплате импортных таможенных пошлин
«Теперь выпуск товаров с отсрочкой уплаты сроком до 30 дней возможен во всех случаях, если представлено обеспечение и в дальнейшем уплачиваются проценты. Перечень случаев беспроцентной отсрочки также предусмотрен и возможен к дополнительному расширению через решение Евразийской экономической комиссии».
Пересмотрены механизмы предоставления и использования предварительного информирования
«Таможенные органы обязаны оценивать представленную информацию, использовать ее по заявлению декларанта в качестве уведомления о прибытии, документа для временного хранения, транзита, декларирования. Появляется возможность через внедрение системы предварительного информирования реально ускорить и упростить процедуры прохождения грузов через границу».
Четко регламентированы подходы к предварительному декларированию
«Изменение законодательства, за исключением новых запретов и ограничений, не изменяет условий выпуска при ранее поданной декларации. Если груз задекларирован предварительно, то доначислений в случае изменений ставок не будет».
Четко регламентированы вопросы пересмотра классификационных решений
«Если не подтвердился явный подлог документов, представленных для классификации товаров, принятие новых классификационных решений доначислений по ранее заявленным кодам не предполагается.
Теперь пересмотр кодов ТН ВЭД при таможенной проверке не будет налагать на предпринимателя уплату пени, как это происходит сегодня, что не позволяет не сокращать срок исковой давности и реально перенести акцент на пост-таможенный контроль».
Существенно расширен перечень специальных упрощений для уполномоченных экономических операторов
«Новая система УЭО дает возможность создания целой цепочки уполномоченных операторов: перевозчик, владелец склада, брокер, декларант.
Уполномоченный перевозчик (свидетельство первого типа) получает практически полную свободу передвижения и минимальный контроль при перевозке товаров по процедуре таможенного транзита. Уполномоченный оператор по транзиту будет признаваться на всей территории ЕАЭС».
Сокращен срок проведения контроля при транзите
«Если по всем таможенным процедурам максимальный срок выпуска (досмотр, осмотр, экспертиза и т.д.) 10 дней, то для транзита — 5 дней».
Предусмотрена возможность декларирования мультимодальных перевозок по одному перевозочному документу
«Участникам ВЭД будет предоставлена возможность заполнить одну транзитную декларацию на все грузы, находящиеся в пути. Единственное условие — должно быть одно ответственное лицо, которое организует цепочку поставки со всеми перегрузками и сменами видов транспорта, проконтролирует соблюдение всех правил от начала и до конца.
Это, в частности, позволит КТЖ (прим. редакции — «Қазақстан темiр жолы», казахстанская железнодорожная компания) стать национальным оператором и осуществлять мультимодальные перевозки (жд/авто/море/авиа) по одному контракту и одному транспортному документу».
Четко регламентирована ответственность таможенных представителей
«Если таможенный представитель не знал и не мог знать о том, что документы, представленные декларантом, недостоверные, ответственность с него снимается, и солидарная обязанность по платежам на него не распространяется».
Пересмотрен контроль над деятельностью в рамках свободных экономических зон
«Внесенные изменения позволяют снять имеющиеся на сегодня проблемы администрирования и контроля на СЭЗ, в том числе логистических СЭЗ («Хоргос -Восточные ворота») и особой экономической зоны МЦПС «Хоргос».
Расширена деятельность магазинов беспошлинной торговли
«В МБТ будет разрешена торговля внутри Союза. Например, вылетая в Москву, казахстанское лицо сможет обслуживаться в МБТ».
Пересмотр сумм обеспечения для таможенных представителей (брокеров)
«Сегодня сумма обеспечения для брокеров — 1 млн евро. Внесена возможность ее пересмотра решением Совета».
Сокращение контроля условно выпущенных товаров
«Предусмотрена возможность снятия с таможенного контроля всех условно выпущенных (льготных) товаров, ввезенных до 1 июля 2010 года, в том числе товаров недропользователей.
На сегодняшний день такие товары находятся под таможенным контролем бессрочно и, например, товары, ввезенные ТШО, Филипп Моррис, нельзя продать, переработать, вывезти без уплаты ранее представленных льгот с учетом пени. Также предусмотрено снятие с контроля товаров, ввезенных по ставкам ВТО через 5 лет».
Впереди ратификация, подготовка национального варианта Кодекса и разъяснительная работа
После подписания Договора о ТК ЕАЭС, в частности, в Казахстане планируется провести ратификацию проекта документа в парламенте. После этого будет подготовлен проект Таможенного кодекса Республики Казахстан, разработаны решения Евразийской экономической комиссии, подзаконные акты Республики Казахстан в сфере таможенного регулирования, направленные на реализацию отсылочных норм ТК ЕАЭС.
«Завершающей стадией станет совместная с Министерством национальной экономики РК, Комитетом государственных доходов МФ РК разъяснительная работа с предпринимательским сообществом по положениям Договора о ТК ЕАЭС, в том числе с выездом в регионы», — подытожили в «Атамекен».
С актуальным текстом проекта Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза можно ознакомиться, перейдя по данной ссылке.
Автор: Андрей Гераськин
Источник: CustomsForum.ru
Источник: CustomsForum.ru
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
ТК ЕАЭС: Евразийская экономическая комиссия определила особенности декларирования низкостоимостных товаров ТК ЕАЭС: Евразийская экономическая комиссия определила особенности декларирования низкостоимостных товаров
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА
Добавьте новости ВЭД на свой сайт. Получайте новости автоматически
Оплачивайте таможенные платежи удаленно в процессе подачи электронной декларации.
Лизинг оборудования, автортранспорта, спецтехники, медоборудования
СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТ
На форуме
- Ликбез от ФТС: таможенные органы сами продлят срок временного ввоза авто
- Кейс: варианты решения проблем при корректировке таможенной стоимости
- Ввоз и вывоз ценностей
- Декларация денег
- Особенности ввоза/вывоза отдельных видов товаров